Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Различные виды частных, полуобщественных и общественных владений

Законы переноса в субботу с одной территории на другую и ערובין — «эрувин», «объединение» территорий и владений

82. Эти законы рассматривают следующие проблемы: запрет переноса вещей с территории одного вида на территорию другого (см. ниже), запрет переноса на расстояние в 4 амот по многолюдной (по условиям, определяемым законом) территории—רשות הרבים — «решут а-рабим».

83. Определения различных видов территорий: רשות היחיד — «решут а-яхид»; רשות הרבים — «решут а-рабим»; כרמלית — «кармелит»; —מקום פטור «маком птур».

Территорией «решут а-рабим» считаются улицы и площади шириной по крайней мере 16 амот (см. ниже), не имеющие над собой крыши или какого-либо покрытия и не ограниченные стенами в начале или в конце, или же ограниченные стенами, но так, что они имеют вход и выход, расположенные друг против друга и не закрывающиеся по ночам; сюда же относятся междугородние шоссе, удовлетворяющие тем же условиям. Все углубления и выступы на территории «решут а-рабим», размер которых не больше 3 тфахим, включаются в «решут а-рабим». Есть мнение, что имеется и еще одно дополнительное условие для того, чтобы территория считалась «решут а-рабим»: по ней должны проходить 600 тысяч человек достаточно часто (а, согласно другому мнению, она должна быть предназначена для пользования 600 тысяч человек, даже если они не проходят по ней часто). «Решут а-яхид» — территория площадью по крайней мере 4 на 4 тефаха, ограниченная перегородками высотой 10 тфахим или больше. «Решут а-яхид» являются углубления и выступы на территории «решут а-рабим», площадь которых — 4 на 4 тефаха или больше, высота или глубина — 1 0 тфахим или больше. Большой предмет высотой по крайней мере 10 тфахим и шириной 4x4 тефаха (например, шкаф, ящик, машина и т.д.), находящийся на территории «решут а-рабим», образует «решут а-яхид», и нельзя вынимать из него или помещать в него вещи с окружающей территории. 84. «Кармелит» — территория площадью не меньше 4x4 тефаха, но отдаленная от «решут а-рабим» перегородками размером лишь от 3 до 10 тфахим. И рвы или насыпи упомянутых размеров, а также все места, где редко ходят люди, и неограниченные по законам «решут а-яхид» поля, пустыни, реки, моря и т.п. — все это относится к категории «кармелит» «Маком птур» — территория меньше, чем 4 тефаха длиной или шириной. Как будет сказано ниже, нельзя переносить предметы из «кармелит» в «решут а-рабим» или «решут а-яхид», а из них — в «кармелит». Тэфах: по мнению Хазон Иш — 9,6 см, а по мнению раввина Хаим Наэ — 8 см. Ама (ама=6 тфахим): по мнению Хазон Иш — 57,6 см, а по мнению раввина Хаим Наэ — 48 см. 85. Законы и определения, изложенные выше, включают много дополнительных подробностей и рассмотреть их полностью в этой книге невозможно. Эти законы следует подробно изучить по книгам законоучителей, и в каждом сомнительном случае надо обращаться к раввину. Ниже перечислены лишь основные законы. 86. Кроме одежды, в которую одет человек, запрещено в субботу переносить в руке, в карманах, перебрасывать, передавать, перекатывать какие бы то ни было предметы из «решут а-яхид» в «решут а-рабим» или наоборот, а также из «кармелит» в «решут а-рабим» или «решут а-яхид» или наоборот. Предметы, являющиеся «мукце» (см. ниже), нельзя в субботу перемещать вообще, даже в пределах одной и той же территории. Существуют законы, указывающие, каким образом соединить две разделенные территории, чтобы можно было переносить предметы с одной из них на другую. Это соединение называется «эрув». Законы, связанные с ним, очень сложны, поэтому «эрув» должны делать сведущие в законах люди. 87. Нельзя переносить предметы по территории «решут а-рабим» или «кармелит» на расстояние в 4 амот и больше. 88. Можно переходить из территории одного типа на территорию другого или проходить расстояние в 4 амот в «решут а-рабим», даже если одеты украшения, при следующих условиях: — нельзя нести их в руках или в карманах, а следует надеть их на себя таким же образом, как и в будни; — женщина не должна надевать такого рода украшения, которые иногда снимают, чтобы показать другим; — нельзя надевать украшения, прикрепленные к телу или к одежде непрочно, так как если они упадут, можно, забывшись, поднять их и перенести запрещенным образом. Законы использования украшений в субботу имеют много деталей, которые следует подробно изучить. תחום שבת — «тхум шабат» 89. Существует также запрет отдаляться в субботу на расстояние в 2000 амот от города, поселка и т.д., где человек находится в субботу, даже ничего с собой не перенося. Это расстояние — 2000 амот от предела населенного пункта — называется «тхум шабат» — «субботние границы». Посредством ערובי תחומים — «эрувей тхумим», «смешения границ» — возможно отдалить границу субботы в одном определенном направлении больше, чем на 2000 амот. Это может сделать только человек, хорошо разбирающийся в законах «эрувин».


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!