Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И не следует человеку раздавать больше пятой части, чтобы самому не пришлось потом просить помощи у других. Но это ограничение действует только, пока он жив, однако в час смерти разрешается ему отдать до трети своего имущества на милостыню.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
История о том, как билеты на шоу филиппинских танцовщиц стали билетами в грядущий мир.

Эта история случилась не так давно, в израильском городе Петах-Тиква. Там жил один рав, талмид-хахам, очень влиятельный человек в своей общине. Некоторое время назад он потерял жену и жил один. У него, слава Б-гу, были любящие дети и внуки, которые никогда не оставляли его одного: совершали с ним прогулки, ухаживали, делали покупки, учились с ним в хавруте.

Однажды один из его внуков, Шимон, учился с дедом у него дома и вдруг увидел, что тому стало плохо. Внук схватил телефон, стал вызывать «скорую помощь», но рав, задыхаясь, из последних сил, остановил его: «Шимон, иди сюда, сделай что-то для меня. Достань мне билеты на филиппинский балет…» Шимон подумал, что ослышался: «Что ты сказал, дедушка?» Дед повторил свою просьбу о филиппинском балете, и пока Шимон дозванивался до «скорой», вернул душу своему Создателю.

На Шимона последние слова деда произвели страшное впечатление: вместо предсмертной исповеди, видуя, рав просит билеты на филиппинское шоу полуодетых девушек! На похоронах все говорили красивые слова — каким покойный был цадиком, учил Тору каждый день, делал мицвот, а внук стоял и думал: «Ну да, знали бы вы, кем он был на самом деле…»

Через несколько дней Шимон пришел к своему раву и сказал, что хочет рассказать ему о том, что случилось перед смертью деда. Воодушевленный рав, конечно, надеялся услышать какие-то содот а-Тора (тайны Торы), которые были открыты Шимону дедом перед смертью, но внук с кривой ухмылкой процедил: «Не жди ничего великого. Последними словами моего деда было требование достать билеты на филипинский балет». Рав Шимона схватился за голову: «То, что произошло, — забудь! Наверно, он потерял разум и не ведал, что говорит. Забудь, и никому не рассказывай об этом!»

Легко сказать — забудь! Шимон совершенно никак не мог забыть последние минуты жизни своего любимого деда, уважаемого рава, мудреца Торы: как они учились, как он стал задыхаться, как дважды повторил просьбу о билетах…

Эта история и дальше бы мучила молодого человека, если бы через некоторое время, «случайно» (а мы понимаем, что, конечно же, никакой случайности тут быть не могло), один из знакомых рассказал семье этого рава такую историю. Когда дед Шимона был молодым равом общины 40-50 лет назад, по всему городу появились афиши предстоящего представления: «Филиппинский балет». Когда рав увидел эти афиши с полуодетыми девушками, он понял, что многие молодые люди его города наверняка захотят пойти на это шоу, и представил себе, какой вред они нанесут этим зрелищем своим душам. Он и его жена решили предотвратить это. Они пошли в банк, взяли большой кредит и на эти деньги выкупили все билеты на филиппинское шоу.

В день представления в огромном зале сидело 20-30 человек. Миссия выполнена! Но многотысячный долг остался. Рав и рабанит решили обратиться к духовному лидеру поколения Раву Исраэлю Каневскому (Стайплеру), чтобы спросить, не напрасно ли они навесили на себя тяжелое ярмо огромного долга.

Вот что они услышали из уст Стайплера: «Я не уверен, что вы были обязаны поступить так, как вы поступили. Но что я точно могу вам сказать — когда через 120 лет вам придется покинуть этот мир, возьмите с собой билеты на это филиппинское шоу, — и это будут ваши билеты в ган-эден…»

Мораль? Из этой истории можно многому научиться, но главное в ней то, что наш иштадлут, наши приложенные старания в этом мире — могут оказаться билетами в Грядущий мир…

Из лекции рава Илана Меирова, сайт Hidabroot.com


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше