Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правила добрососедских отношений: не доставлять неудобств окружающим, корректно решать имущественные вопросы.

20. «Пойдите и выясните, каков достойный путь, которого следует держаться человеку. Раби Йоси сказал: “Хороший сосед”.

Это означает, что человек должен сам быть хорошим соседом для окружающих, и, если сможет он быть приятен и любим для пяти или восьми человек, рядом с которыми он живет, то легко для него будет любить всех, кто приходит в этот мир. И получается, что собрал он в себе все хорошие человеческие качества». (Комментарий рабейну Йоны на «Пиркей Авот» 2.13).

21. «“Лучше близкий сосед, чем далекий брат”. Потому что он скорее поможет тебе, чем брат, который далеко от тебя» (Комментарий Ибн Эзры на Мишлей 27:10). И если есть взаимовыручка между добрыми соседями — будет человеку от такого соседства только польза.

22. Человек должен стараться быть хорошим соседом, не доставлять каких-либо неудобств и, в особенности, не причинять ущерба окружающим. Потому что именно этим испытываются человеческие качества — как человек решает имущественные вопросы со своими соседями и насколько умеет поступиться своими принципами.

Между соседями: соблюдение тишины

23. Запрещено человеку шуметь в своем доме сильнее, чем это принято и считается допустимым, если этот шум мешает спокойствию и отдыху его соседей. И, тем более, нельзя мешать слишком громким звуком даже одному соседу, если тот болен или попросту не может выносить излишнего шума.

Есть авторитеты, которые считают, что под излишним шумом подразумевается шум, который происходит из-за любой деятельности, которой в этом месте не принято заниматься.

24. Те правила, которые установлены законодательством того места, в котором проживает человек, в отношении часов, в которые шуметь запрещено, становятся обязательными к исполнению и по закону Торы. И в часы, которые установлены для отдыха, запрещено мешать соседям.

Если к кому-либо из жильцов приходит слишком много посетителей, то соседи могут на это пожаловаться, даже если это происходит не в те часы, которые отведены для отдыха.

25. Разрешается включать кондиционер или отопление, даже если они создают шум, при условии что уровень создаваемого шума не слишком высок для такого устройства.

26. Разрешено устанавливать сигнализацию в доме или в автомобиле, даже если при срабатывании она будет издавать очень громкие звуки.

27. Шум, который создают дети во время игры, даже если они активно бегают и прыгают, невозможно запретить: этот шум является естественным условием проживания совместно с соседями. Исключение составляют те часы, которые отведены для отдыха, а также ситуация, когда рядом находится больной человек, а также если дети шумят сильнее, чем предполагают активные игры.

28. В Шабат нет особых правил или запретов, касающихся шума, которые были бы строже чем те, что действуют в будний день.

Тем не менее, для родителей правильно найти золотую середину между желанием детей играть и желанием соседей отдохнуть, так как речь идет о Субботе — дне, когда сон считается особенным наслаждением.

29. Написано в Книге Теилим (122:7): «Будет мир в крепости твоей, покой в твоих дворцах». Если человек устраивает в своем доме многолюдное торжество, он обязан считаться с соседями, которым может мешать громкий звук, и постараться либо меньше шуметь, либо перенести наиболее громкую часть торжества в ту часть его дома, которая находится дальше от его соседей (если это не будет сопряжено с особыми затруднениями). И это нужно делать даже в том случае, если шум не настолько громкий, чтобы его запрещать.

Запрет подглядывать или подслушивать

30. Запрещено заглядывать в квартиру соседей, так как этим ущемляется право и возможность соседей пользоваться своим домом так, как им хочется, и, в особенности, совершать в нем действия, которые они хотят скрыть от других.

Даже если соседи разрешили заглядывать внутрь их квартиры, все равно не следует стоять и рассматривать то, что там происходит.

31. Некоторые авторитеты считают, что если балконы или окна двух квартир находятся друг напротив друга, то соседи склонны прощать друг другу те ограничения, которые им придется испытывать в сложившейся ситуации.

Некоторые также добавляют, что поскольку в наше время человек, который хочет скрыть себя от окружающих, может воспользоваться шторами или опустить жалюзи, то это служит дополнительным основанием чтобы облегчить в отношении данного запрета.

32. Если человек во время ремонта заменил толстую стену, отделявшую его от соседней квартиры, тонкой перегородкой, то его нельзя обязать вернуть толстую стену обратно, несмотря на то, что через новую стенку слышно все, что происходит у соседей. Тем не менее, правильно и хорошо, и кроме того, необходимо с точки зрения исполнения заповеди «возлюби ближнего как самого себя», не слушать, что происходит у соседей. А сознательное подслушивание вообще не приемлемо.

Ущербы, которые могут быть причинены из-за балкона

33. Жильцы верхних этажей обязаны следить за тем, чтобы не причинять ущерб соседям снизу. В частности, они должны стараться не вешать там вещи, которые могут мешать другим, и не лить вниз чистящие средства или краску во время уборки или ремонта. Им также не стоит чистить обувь за перилами балкона.

И в любом случае, если по их вине был причинен ущерб — они обязаны его возместить.

34. Если на нижнем этаже были вывешены вещи, и сосед сверху разлил на них чистящее средство или краску, то он должен оплатить ущерб. Если же средство или краска вначале попали на расположенный ниже балкон и уже оттуда стекли на вещи, то он свободен от уплаты.

35. Не стоит развешивать мокрое белье над бельем соседей, которое уже высохло.

Но если нет другой возможности или другого места для сушки, то в этом нет запрета.

36. Одежда, игрушки и любые другие вещи, которые упали с верхних балконов на нижние надлежит вернуть хозяину, выполнив тем самым заповедь «возвращения потери».

Упавшие прищепки, которые разбросаны по саду или по прилегающей территории, не всегда автоматически становятся имуществом жителей квартир самого нижнего этажа (в особенности, если жильцы определили правила, которыми должна регулироваться принадлежность таких прищепок).

Соблюдение правил частной собственности

37. Человеку запрещено брать без спроса газету или другую печатную продукцию из почтового ящика соседей, даже если после прочтения он вернет их на место. В особенности, если известно, что хозяин против.

И не имеет значения, являются они соседями по подъезду или по дому, и даже если сам хозяин данного почтового ящика имеет привычку брать чужие газеты действует тот же закон.

Примечание: Совершенно очевидно, что человек, который получил по ошибке чужое письмо, обязан передать его настоящему адресату, и ни в коем случае не имеет права его просматривать.

38. Абсолютно запрещено пользоваться без разрешения водой из крана, принадлежащего соседям, для того, чтобы помыть машину или помойный бак, и даже для питья или поливки сада.

39. Детские коляски, велосипеды или другие личные вещи нельзя брать без разрешения, даже в тех случаях, когда отношения между соседями почти родственные. И тот, кто берет их без спроса, виновен в воровстве.

Одалживание у соседей

40. Тот, кто собирается одолжить у соседей какую-либо вещь или продукты, должен сперва выяснить, не нуждаются ли в этой вещи в этом сами. В противном случае это подпадает под запрет «участвовать в трапезе, на которую у хозяев не хватает средств», который равен воровству по закону, установленному мудрецами.

Стоит также вести записи для учета тех вещей или продуктов, которые были одолжены у соседей.

Примечание: Один мудрец имел обычай проверять с наступлением месяца Элул, остались ли у него дома вещи, которые он одолжил у соседей и забыл вернуть.

41. Соседям, которые известны тем, что имеют привычку не возвращать то, что им одолжили, нет обязанности одалживать впредь. И разрешено не разъяснять им истинную причину своего отказа, но все же нельзя врать им напрямую.

Если материальное положение таких соседей позволяет выполнить через них заповедь «цдака», то стоит сразу иметь ввиду, что эти вещи им одалживаются как милостыня. И в этом случае можно даже изначально засчитать их в счет десятины.

42. Женщина, одолжившая у соседки яйцо и впоследствии нашедшая в нем кровь, по закону все равно обязана вернуть целое яйцо. В то же время, она рассказать соседке о случившемся, и если в результате соседка ей простит, то она не обязана возвращать яйцо.

43. Тот, кто одолжил несколько яиц, должен вернуть то же самое количество яиц, даже если возвращаемые яйца будут большего размера, чем одолженные. Однако запрещено возвращать большее количество яиц.

Некоторые авторитеты устрожают в этом вопросе и запрещают возвращать яйца другого размера, если разница в размерах учитывается на рынке при их купле-продаже.

Из журнала Мир Торы


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.