Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В большинстве случаев Он применяет открыто управление Суда, а скрытно — управление Единства.

Мы продолжаем объяснение темы восхваления, песни и гимна и пытаемся проникнуть в суть вещей.

Откуда мы учим, что Пресвятой сотворил мир только для песни и гимна? Как написано: «Великолепие и красота перед Ним» (Буквы раби Акивы). Мы знаем, что Творец создал мир для явления славы Своего царства, раскрытия Его единства. Раз так, то нет сомнения, что в концепции песни и гимна присутствует реализация раскрытия славы царства и единства Всевышнего. Попытаемся углубиться в этот вопрос.

Управление Суда и управление Единства

Всевышний руководит мирозданием через эти два вида управления до достижения Им своей цели: до того дня, когда явится единство Всевышнего, «и будет Г-сподь царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно».

Управление Суда — это управление награды и наказания. Мироздание ведет себя в соответствии со своими природными законами. Это управление, корень которого — в качестве Суда, имени Элоким, проявившимся в сотворении мира. Это управление «подслащено» качеством Милосердия («…увидел, что мир не может существовать в чистом качестве Суда»), но общая суть данного управления — суд. Здесь нет раскрытия чего-то вне рамок природных законов. Таким образом, есть место для свободы выбора, существования добра и зла, награды и наказания. Явные чудеса не заложены в данном виде управления. Это управление, властвующее открыто на протяжении большей части лет существования мира.

Управление Единства — это скрытое управление, его цель — привести все мироздание во всех его круговоротах к конечной цели: раскрытию единства Творца. Это управление не связано рамками Суда и природных законов. Оно объемлет все мироздание в процессе, замкнутом в круг: приведение всего мира к своей цели, к замыслу его создания.

Эти два управления накладываются друг на друга, поскольку без управления Суда невозможно раскрытие единства. Ведь только из тех сокрытий и отдаленностей прорывается свет явления единства и славы царства Всевышнего. Понятно, что без управления Единства мы не можем быть уверены, что мироздание будет достойно, по Суду, конечного блага — явления единства Творца.

Таким образом, Всевышний управляет мирозданием. В большинстве случаев Он применяет открыто управление Суда, а скрытно — управление Единства. Но иногда Он открыто проявляет в мире управление Единства. Те явные чудеса, которым Израиль был свидетелем на протяжении своего пути, коренятся в этом всеобъемлющем и скрытом от взора управлении.

Так и вертится мироздание по этим двум осям до того дня, когда управление раскрытия Единства станет открытым и единственным, и явится царство Творца в мире на глазах у всего живого. Как объясняется в Гемаре (Псахим 50): «“И будет Г-сподь царем на всей земле. В тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно”. А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: “Этот мир не как будущий мир. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья”. В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий Добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не как будущий мир. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай, а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй”».

Итак, мы пришли к следующему принципу. Слава — это восхваление. Слава, приходящая к Всевышнему от управления Суда, называется «гимном» (земер); Слава, приходящая к Всевышнему от управления Единства, называется «песней» (шира); а восхваление в Грядущем называется шир.


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.