Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для размышляющего человека все, что происходит в мире, — чудо. А иногда внутри ночной тьмы проступает свет, и проясняется сознание, и перед человеком простирается понимание всеобъемлющего жизненного пути, по которому ведет его Творец.

«Все, что сотворил Всевышний в своем мире — сотворил только для Своей славы» — «для Своего восхваления» (Раши)

Слава — это восхваление.

Выше объяснялось, что у качества славы есть два лика. Двойственность чувств любви и страха создают вместе цельное отношение славы-почитания. Поскольку слава есть восхваление, выходит, что и у восхваления есть два лика. Они проявляются в песне и гимне.

Что выражает песня

Песня — это инструмент выражения глубины чувств любящего. Тот, кто страстно желает прилепиться к своему Творцу, и в час, когда задумывается «о Его делах и творениях чудесных и великих и убедится в Его безграничной и несравненной мудрости, — он немедленно полюбит Его и будет восхвалять и прославлять и воспылает страстным желанием знать Его великое Имя. Как сказал Давид: “Жаждет душа моя Всесильного, Б-га живого”». (Рамбам, Законы основ Торы).

«Песнь поется только тогда, когда человек видит нечто перед собой, подобно тому, как “видела рабыня при рассечении Красного моря больше, чем пророк Йехезкель”» (раби Цадок аКоэн). Свет раскрытия, пробивающий тьму завес материальности, приводит к ощущению присутствия. Шира — от слова яшар, прямой: «…и пошли прямо (ваишарна) коровы в дороге (речь идет об истории, когда филистимляне возвратили взятый в плен Ковчег Завета). Сказал Рав: они выравняли свои морды напротив Ковчега и сказали песнь». Песня поется и возносится из этого прямого взгляда при раскрытии свыше.

Но случается, что и без раскрытия свыше, но лишь из внутреннего вдохновения, из размышления о деяниях и творениях Творца, человек удостаивается того истинного переживания, которое заставляет его сказать песнь. Ведь для размышляющего человека все, что происходит в мире, — чудо. А иногда внутри ночной тьмы проступает свет, и проясняется сознание, и перед человеком простирается понимание всеобъемлющего жизненного пути, по которому ведет его Творец. Он, насколько это возможно, постигает замысел Всевышнего в своей жизни, и ощущение благодарности переполняет его сердце. В этот час, буря чувств любви, жажды и страстного стремления переполняют его душу и сердце, и тогда наружу вырывается песня, поднимается выше и выше, и несет певца на крыльях радости.

Что выражает гимн

Гимн — это выражение самоотречения и самоупразднения человека и всей зависящей от него природной системы по отношению к Творцу мира. Это служение человека, который находится внутри природы, когда Всевышний ведет Себя как «Б-г скрывающийся». Куда бы он ни обратился, человек стоит перед множеством испытаний. В корне всех этих испытаний — непонимание, отдаление, невозможность постичь замысел Творца или понять, чего хочет Всевышний в каждом событии жизни человека. Ему не хватает раскрытия свыше, он не удостаивается внутреннего вдохновения. Он должен своими силами прорвать все эти завесы и открыть своего Творца изнутри сокрытия природного управления миром, преодолев все испытания, беды и страдания, моменты тьмы и отчаяния.

Силой своей бесхитростной веры и пониманием своего малознания, человек отрекается от себя и самопожертвованно исполняет волю Всевышнего, даже не постигая Его замысла. Он осознает свою ничтожность и далек от гордыни. Из этого трепета перед величием он служит, воспевает и восхваляет Творца. «И когда поразмыслит обо всём этом человек, — сразу он будет потрясен и убоится, и ужаснется от мысли, что сам он — малое и низкое творение стоит со своим мизерным разумом перед Тем, чей разумом совершенен. Как сказал Давид: “Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих… что есть человек, что Ты помнишь его?”» (Рамбам, там же).

Гимн выражает славу

Чувства любви, переплетенные с чувством трепета, рождают цельное отношение славы и почитания Творца всех миров. Песнь, выражение любви и стремления, смешивается с гимном, выражением возвышенного трепета, ведущего к полному самоотречению, — и создают вместе превозношение и славословие Царю мира.

***

Выше мы уяснили отношение концепции славы к Малхуту. Подобно этому, необходимо понять связь и отношение к Малхуту восхваления, поднимающегося из песни и гимна.

Песня-молитва Давида содержит в себе все оттенки чувств человека по отношению к Творцу. «Все, что сотворил Всевышний в своем мире — сотворил только для Своей славы» — «для Своего восхваления». Как мы говорим в молитве, Творец «избирает песни славословий», Он — «Царь, прославленный восхвалениями».

 


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.