Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В служении Израиля посредством принятия воздействия от Всевышнего реализуются все три замысла создания мира.

Место служения нижних находится в сфире Малхут, как мы объяснили в двух предыдущих главах. А основа Малхута Общины Израиля — это получение ими воздействия от Творца. Этим они ставят Его царем нижних миров. Тем самым раскрываются в мироздании пути управления Всевышнего, вся суть которых — приведение всего мира к максимальному получению блага.

Таким образом, мы выяснили важнейший принцип. В служении Израиля посредством принятия воздействия от Всевышнего реализуются все три замысла создания мира. Ведь Всевышний поставил Свое воздействие в зависимость от деяний нижних миров, а вся суть их деяний — предстояние для получения от Него воздействия. Тем самым они приводят к приближению Творца к мирозданию, чтобы присоединиться к нему через все пути Его провидения и управлений. И этим реализуется один из замыслов творения — знание Его путей и эпитетов. И чем сильнее свет Его лика, тем больше изобилие блага в духовном и материальном, и «наполняется земля знанием Г-спода». Отсюда же реализация замысла воздаяния блага. Ведь этот свет Его лика есть само благо: прилепление созданий к Творцу. Вот простое правило: каждый, кто сознательно принимает благо от Творца, занимается Его воцарением. И в конечной точке, когда мироздание преобразуется и достигнет своего совершенства, совершенства получения этого блага, раскроется единство Творца. И это — третий замысел творения.

Служение «иди и уменьши себя»

Это служение Общины Израиля — восприятие своего существования как состояния тотальной нехватки, когда всякое наполнение их реальности зависит от Творца. Они обязаны показать эту свою недостаточность перед Ним, и в таком виде представить свою реальность напротив Него. И чем больше Он воздействует на них благом, чем сильнее прилепятся они к Нему; так преуменьшат они свою реальность в скромности и трепете и аннулируют себя по отношению к Нему. Тайна этого служения известна только Общине Израиля. И она — скрытая причина того, что Всевыший возжелал их. «Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Г-сподь и избрал вас, ибо вы меньше всех народов». Сказал Всевышний Израилю: Я возжелал вас потому, что даже в час, когда Я возвеличиваю вас, вы преуменьшаете себя предо Мной. Я дал величие Аврааму, и он сказал предо Мной: «А я — прах и пепел». (Дал величие) Моше и Аарону, а они сказали: «А мы что?» (Дал величие) Давиду, а тот сказал: «А я — червь, а не человек». Но не таковы идолопоклонники: Я дал величие Нимроду, а тот сказал: «Давайте построим нам город», (дал величие) Фараону, а он сказал: «Кто Г-сподь?!», (дал величие) Санхериву, а тот сказал: «Кто из всех богов земель…» (Хулин 89).

Богобоязненность Израиля заключается в абсолютном самоотречении для выполнения воли Творца. Корень такой богобоязненности — в восприятии себя как следствия, существующего только по воле своей Причины. «Мы уже сказали, что суть страха в том, что человек есть следствие своей Причины, и это — истинный страх Б-жий…» (Маараль).

Но восприятие идолопоклонников не таково. Цель их служения — для собственной пользы. Они воспринимают свою реальность как самостоятельно существующую, а «своих богов они держат за пазухой». («Злодеи стоят на своих богах»). Их страх — это опасение, как бы не потерять возможность выполнения своих желаний, а не страх, который служит аннулированию этих желаний. Богобоязненность Израиля проистекает из ощущения их близости к Творцу. Их страх — как бы не пропала любовь, как бы не порвалась эта связь любящих — Б-жественного Присутствия, пребывающего среди них. «Эта богобоязненность, идущая от любви — она выше всего» (Маараль).

Народы мира «служат для себя», их служение — притяжение блага для них самих. А корень желания Израиля: «Наше желание — исполнять Твою волю». Все стремление Израиля — получать воздействие Всевышнего, чтобы передать это благо всему мирозданию. Для существования Общины Израиля, для существования всех миров, для поддержки связи Творца с мирами… Эта их работа и есть «служение как потребность Всевышнего».

Так мы объясняем приведенные выше слова раби Моше Кордоверо о трех основных аспектах служения в сфире Малхут. Теперь мы понимаем, каким образом в служении в сфире Малхут реализуются три замысла создания мира.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.