Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В большинстве моих высказываний вы найдёте лишь то, что большинство людей знают и в чём не сомневаются. Но в той же мере, в какой эти слова хорошо известны и их истинность очевидна, так же вполне обычно, что о них забывают»Рамхаль — Рав Моше Хаим Луццато, «Путь праведных»
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г-сподь Моше в пустыне») исчислить все сообщество сынов Израиля, причем сделать это в таком порядке: сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, особо — первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви, и особо — левитов. Глава описывает исчисление общины, порядок расположения колен в походе и на стоянках и обязанности левитов при переносе в походе и установке на стоянках принадлежностей переносного Храма (Мишкана). Шавуот — праздник дарования Торы — в этом году наступает сразу на исходе субботы, т. е. суббота переходит в праздник. В вечерней молитве праздника, в четвертом благословении, добавляют вставку «Ва-тодиэйну», чтобы отделить субботу от праздника. Женщины, если не молятся, ждут выхода звезд после окончания субботы, произносят «Барух а-Мавдиль бейн кодэш лэ-кодэш» — «Благословен Отделяющий святость (субботы) от святости (праздника)». И зажигают праздничные свечи. Кидуш в такой день особый — делают Кидуш и Авдалу вместе. В этом случае порядок благословений такой: «яин, кидуш, нер, авдала, зман» (сокращенно «якнаhаз») — «вино, Кидуш, свечи, Авдала, благословение времени». По обычаю, всю ночь праздника во всех синагогах изучают Тору. Во время утренней молитвы читают Книгу Рут и молитву за души умерших родных — «Изкор». За пределами Израиля праздник продолжается два дня. Книгу Рут и «Изкор» читают во второй день праздника.

Глава начинается словами: «И говорил Г-сподь Моше в пустыне…» В связи с этим стихом мидраш отмечает: «Тора дана… в пустыне». Две вещи подарил Всевышний еврейскому народу: Тору и землю. И Тору Он подарил именно в пустыне, до того, как евреи вступили в обещанную им страну. Не раньше – перед выходом из Египта, и не позже – в Эрец-поздравление добавитьИсраэль, на их собственной земле. Всевышний даровал Тору евреям на ничейной территории. Почему? По ряду причин. И одна из них – для того, чтобы показать: так же, как пустыня, будучи ничейной, принадлежит в равной степени каждому, так и Тора дана не одному какому-то человеку, но всему еврейскому народу. Более того – она открыта всем народам, если они того пожелают.

Всевышний, говорит мидраш, изначально предложил Тору всем народам. Как мы уже упоминали в связи с главой «Итро» книги «Шмот», все, кроме евреев, подошли к делу «обстоятельно», прежде всего поинтересовавшись, что от них потребуется. Оказалось, что Эдом не видит возможности выполнять заповедь «не убей», Амон и Моав не желали отказаться от отношений, которые Тора называет развратом, Ишмаэль считал, что требование «не грабь» нелепо. А евреи согласились, даже не поинтересовавшись, чего от них потребуют. И Тора была дарована евреям.

Тем не менее Тора содержит и заповеди, обращенные к другим народам. Это семь заповедей для сынов Ноаха – бней Ноах: 1) не хулить Б-га; 2) не поклоняться идолам; 3) не убивать; 4) не красть; 5) не развратничать (запрет на браки между близкими родственниками, на отношения с чужой женой, на гомосексуализм и скотоложество); 6) не есть часть от живого животного; 7) устанавливать справедливые суды. Нееврей, принимающий эти требования и выполняющий их, называется «праведником народов мира».

Шестьсот тринадцать заповедей (тарьяг мицвот – в буквенном обозначении) Тора обращает к евреям. Среди них есть заповеди предписывающие и запрещающие (на иврите – асэ, т. е. «делай», и ло таасэ – «не делай»), есть заповеди, определяющие отношения человека со Всевышним (наложение тфилин, соблюдение субботы и т.д.), а есть заповеди, связанные с взаимоотношениями между людьми (почитание родителей, помощь бедным и др.). Помимо тарьяг мицвот, которые называются мицвот де-орайта, поскольку они прямо названы в Письменной Торе (оpайтa – на арамейском языке), есть еще мицвот де-рабанан (установленные мудрецами). Есть заповеди, выполнение которых относится к определенному времени, или к определенному месту, или к определенным людям.

Разница в количестве заповедей для бней Ноах и для евреев просто бросается в глаза. Почему народ, согласившийся принять Тору, был так «нагружен»? В чем тут смысл? Количественная ли это разница или принципиальная? Что она говорит нам о самой Торе и о так называемом избранном народе? Талмуд в трактате «Евамот», говоря о гере – человеке, который хочет принять еврейство, указывает, что такому человеку сообщают несколько строгих и трудных заповедей и несколько легких. Спрашивает Меири (комментатор эпохи ришоним): зачем геру информация о легких заповедях? Ведь если он готов принять заповеди трудные, то его решимость уже вполне очевидна. Что добавляет к представлению о Торе сообщение о легких заповедях? Смысл его ответа мы излагаем ниже.

Давайте взглянем на заповеди для бней Ноах. Большинство из них (кроме запрета есть от живого животного) воспринимаются как совершенно естественные. Такой взгляд на вещи близок самой внутренней природе человека. Действительно, если вы «не хулите Б-га», т.е. признаете, что мир сотворен и управляется Б-гом, смешно обращаться за помощью к каким-то идолам. Если вы нормальный человек, вам ясно, что убивать, красть и сожительствовать с близкими родственниками нехорошо. Если вы хотите, чтобы в обществе, где вы находитесь, царил порядок, вы понимаете, что поддерживать его позволяет справедливый суд.

«Естественность» этих требований облегчает их выполнение, а их немногочисленность снижает риск нарушения и соответственно – угрозу духовного наказания. Это радикальные, основополагающие требования, выполнение которых помогает людям вести полноценную духовную жизнь, причем во многих других жизненных проявлениях люди свободны следовать своим желаниям и наклонностям.

Принципиально иначе выглядит соблюдение заповедей Торы для евреев. Во-первых, многие заповеди не только не воспринимаются непосредственно, как естественное следствие человеческой природы, но часть из них вообще не постижима человеческим умом, например, запрет носить одежду из смеси шерсти и льна, или предписание очищаться от какой-то невидимой, духовной нечистоты пеплом сожженной красной коровы, или запрет есть молочную пищу вместе с мясной. Во-вторых, Тора охватывает все без исключения области жизни еврея. Тора не сводится к 613 заповедям, она намного шире. Тора формирует внутренний мир и освящает каждое действие еврея, делает его духовно значимым.

При всей строгости, сложности и разветвленности ее заповедей Тора не имеет целью оторвать человека от земной жизни, сделать из него аскета, не чувствующего полноты и радости земного существования, исказить его природу. Тора не запрещает человеку ничего, свойственного его природе. Не запрещает, но регулирует, наполняет духовностью осуществление естественных желаний. Таким образом самые простые земные дела: еда и семейная жизнь, торговля и выдача денег в долг, уход за животными и работа в поле – другими словами, всякое действие еврея, если оно совершается в соответствии с заповедями Торы, укрепляет его связь с Всевышним.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.