Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.

Два дара еврейский народ получил от Всевышнего: Тору и землю. И Тору Он подарил именно в пустыне, до того, как евреи вступили в обещанную им страну. Не раньше – перед выходом из Египта, и не позже – в Эрец-Исраэль, на их собственной земле. Всевышний даровал Тору евреям на ничейной территории. Почему?  

По ряду причин. И одна из них – для того, чтобы показать: так же, как пустыня, будучи ничейной, принадлежит в равной степени каждому, так и Тора дана не одному какому-то человеку, но всему еврейскому народу. Более того – она открыта всем народам, если они того пожелают.

И нет такого, чтобы Тора принадлежала именно детям больших раввинов, знатоков Торы. Многие люди из простых семей выросли крупнейшими знатоками Торы, например, рабби Акива. Тора, которая сегодня имеется у нас, почти вся передана через рабби Акиву. Он был из потомков геров (прозелитов, принявших еврейство). И Талмуд в трактате «Нэдарим» даже говорит: есть причины, по которым у больших знатоков Торы дети – не всегда знатоки Торы. Так случается, например, если дети и (или) родители гордятся своими знаниями. Или если дети говорят: «Тора дана нам в наследство, зачем нам трудиться?» Таким образом, Тора открыта для всех. 

Всевышний, говорит мидраш, изначально предложил Тору всем народам. Как мы уже упоминали в связи с главой «Итро» (в книге «Шмот»), все, кроме евреев, подошли к делу «обстоятельно», прежде всего поинтересовавшись, что от них потребуется. Оказалось, что Эдом не видит возможности выполнять заповедь «не убей», Амон и Моав не желали отказаться от отношений, которые Тора называет развратом, Ишмаэль считал, что требование «не грабь» нелепо. А евреи согласились, даже не поинтересовавшись, что от них потребуют. И Тора была дарована евреям. 

Тем не менее, Тора содержит и заповеди, обращенные к другим народам. Это семь заповедей для сынов Ноаха – бней Ноах: 1) не хулить Б-га; 2) не поклоняться идолам; 3) не убивать; 4) не красть; 5) не развратничать (запрет на браки между близкими родственниками, на отношения с чужой женой, на гомосексуализм и скотоложство); 6) не есть часть от живого животного; 7) устанавливать справедливые суды. Нееврей, принимающий эти требования и выполняющий их, называется «праведником народов мира». Шестьсот тринадцать заповедей (тарьяг мицвот – в буквенном обозначении) Тора обращает к евреям. Среди них есть заповеди предписывающие и запрещающие (на иврите – асэ, т.е. «делай», и ло таасэ – «не делай»), есть заповеди, определяющие отношения человека с Всевышним (наложение тфилин, соблюдение субботы и т.д.), а есть заповеди, связанные с взаимоотношениями между людьми (почитание родителей, помощь бедным и др.). Помимо тарьяг мицвот, которые называются мицвот де-орайта, поскольку они прямо названы в Письменной Торе (оpайтa – на арамейском языке), есть еще мицвот де-рабанан (установленные мудрецами). Есть заповеди, выполнение которых относится к определенному времени, или к определенному месту, или к определенным людям. 

Различие в количестве заповедей для бней Ноах и для евреев просто бросается в глаза. Почему народ, согласившийся принять Тору, был так «нагружен»? В чем тут смысл? Количественная ли это разница или принципиальная? Что она говорит нам о самой Торе и о так называемом избранном народе? 

Талмуд в трактате «Йевамот», говоря о гере – человеке, который хочет принять еврейство, указывает, что такому человеку сообщают несколько строгих и трудных заповедей и несколько легких. Спрашивает Меири (комментатор эпохи ришоним): зачем геру информация о легких заповедях? Ведь если он готов принять заповеди трудные, то его решимость уже вполне очевидна. Что добавляют к представлению о Торе сведения о легких заповедях? Смысл его ответа мы излагаем ниже. 

Давайте взглянем на заповеди для бней Ноах. Большинство из них (кроме запрета части от неубитого животного) воспринимаются как совершенно естественные. Такое поведение близко самой внутренней природе человека. Действительно, если вы признаете, что мир сотворен и управляется Б-гом, смешно обращаться за помощью к каким-то идолам и, разумеется, вы будете уважать и почитать Его Имя. Если вы нормальный человек, вам ясно, что убивать, красть и сожительствовать с близкими родственниками нехорошо. Если вы хотите, чтобы в обществе, где вы живете, царил порядок, вы понимаете, что поддерживать его позволяет справедливый суд. 

«Естественность» этих требований облегчает их выполнение, а их немногочисленность снижает риск нарушения и соответственно – угрозу духовного наказания. Это радикальные, основополагающие требования, выполнение которых помогает людям вести полноценную духовную жизнь, причем во многих других жизненных проявлениях люди свободны следовать своим желаниям и наклонностям. 

Принципиально иначе выглядит соблюдение заповедей Торы для евреев. Во-первых, многие заповеди не только не воспринимаются непосредственно, как естественное следствие человеческой природы, но и вообще не постижимы человеческим умом, например, запрет носить одежду из смеси шерсти и льна или предписание очищаться от какой-то невидимой духовной нечистоты пеплом сожженной красной коровы, или запрет есть молочную пищу вместе с мясной. Во-вторых, Тора охватывает все без исключения области жизни еврея. Тора не сводится к 613 заповедям, она намного шире. Тора формирует внутренний мир и освящает каждое действие еврея, делает его духовно значимым. 

При всей строгости, сложности и разветвленности своих заповедей Тора не имеет целью оторвать человека от земной жизни, сделать из него аскета, не чувствующего полноты и радости земного существования, исказить его природу. Тора не запрещает человеку ничего, что свойственно его природе. Не запрещает, но регулирует, наполняет духовностью осуществление естественных желаний. Так самые простые земные дела: еда и семейная жизнь, торговля и выдача денег в долг, уход за животными и работа в поле – другими словами, всякое действие еврея, если оно совершается в соответствии с заповедями Торы, укрепляет его связь с Всевышним.