Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Помехи к физическому выполнению заповедей — это попытка создать тяжелые условия, усложняющие задачу. Как сказал царь Шломо: «Говорит лентяй: снаружи лев» (Мишлей 26:13)»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Фейсбук таит в себе серьезную угрозу — он способен пагубно влиять на внутренний мир человека во многих направлениях

Kак-то на очередном собеседовании в школе мою приятельницу спросили: «Как вы относитесь к Фейсбуку?» Будучи человеком очень продвинутым и «в теме», подготовленным к вопросам такого рода, она тут же выпалила: «Все наши компьютеры находятся в открытых местах с постоянным отслеживанием посещаемых веб-сайтов. У нас установлены отличные фильтры и надежные пароли». «Отлично», — ответила директриса и перешла к следующему вопросу списка. Было понятно, что с этой темой покончено. Но так ли это?

На мои взгляд, Фейсбук таит в себе серьезную угрозу — он способен пагубно влиять на внутренний мир человека во многих направлениях.

Однажды знакомая сказала мне, что для нашего поколения Фейсбук стал чем-то вроде «выставки достижений», где можно похвастаться отпуском, проведенным в экзотической местности, богатым ремонтом или поступлением детей в элитный колледж. И все это — под безобидным лозунгом: «Держи руку на пульсе, будь в курсе текущих событий». Моя знакомая с тяжелым сердцем признавала, как сильно отстала от своих друзей: ее замечательный семейный отпуск не шел ни в какое сравнение с тем, что описывали «френды», ее дом выглядел крошечным, мебель — устаревшей, а о достижениях детей вообще не хотелось упоминать. Из искры зависти быстро возгорелось пламя, в которое вновь и вновь подливалось «масло». Неудовлетворенность собой росла при просмотре новых постов в разделах «поездки» и «квартирные истории». Не удержалась она и от скептических реплик по поводу того, что другие выставляли на Фейсбуке. Но и это еще не все.

Выставляя на публичное обозрение свою личную жизнь, люди часто упускают из виду такие последствия этого, как потеря достоинства и вообще своего «внутреннего Я». Что остается человеку после всего этого «репортажа», когда он делится своими фотографиями, мыслями, пережитым и т.д. с тысячами «друзей»?

Согласно иудаизму, скромность проявляется не только в нашем внешнем виде, одежде. Это нечто большее — каков сам человек: как он говорит, каким тоном, какие слова употребляет или не употребляет, какие темы затрагивает или не затрагивает. Как человек себя ведет, как хранит что-то очень личное, касающееся его одного. Это особое самоощущение, когда жизнь души превалирует над жизнью тела. Это полная противоположность идее Фейсбука, где все выставляется напоказ.

Как реагировать, когда все кругом делятся подробностями своей личной жизни?

Должна признаться, что никогда не сталкивалась с таким испытанием: я никогда не заходила на Фейсбук, не знакомилась и не приобретала там друзей. У меня никогда не возникало жгучего желания переписываться с давно канувшими в Лету знакомыми или немедленно получить совет, что дать детям на обед. Между тем, у меня не возникает ощущения, что жизнь проходит мимо! Я не хвасталась своим последним отпуском (по правде сказать, не могу вспомнить, когда он был), не читала с завистью о чужом.

Жизнь предоставляет достаточно возможностей поработать над своими «мидот» (качествами) и без этого! Я не была в ситуации, когда выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение предписано этикетом. Поэтому не могу дать совет или поделиться стратегией поведения. Но знаю одно: когда у человека есть что-то ценное, очень дорогое, он будет хранить это, относиться с особой бережностью. Люди строят ограды вокруг своих роскошных домов, прячут драгоценности в надежных сейфах потому, что ограды помогают окружающим избегать соблазнов.

Представим ситуацию иначе: мы все находимся в опасности и риск очень велик. Фейсбук побуждает нас снизить бдительность и ослабить защиту. Пользование Фейсбуком провоцирует поведение, полностью противоположное тому, что называется скромностью в иудаизме. И результатом становится неизбежная утрата человеком самого понятия «личного», понятия о сохранении собственного достоинства. Боюсь, что это может оказаться слишком большим риском для наших детей, риском, который школьная директриса (см. выше) не приняла во внимание.

Эмуна Браверман, с сайта Эйш а-Тора


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.