Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

О поведении в сетях (не про рыб)

21 июля 2014, 14:52

Отложить Отложено

Известна политика нашего сайта: никаких интернетов! Поэтому у нас нет внешних ссылок. Но не будем обманывать себя: люди ходили в интернет и будут ходить. Просто здесь, на Толдот, чистое место, а там далеко не очень.

Тем не менее, как и в любом другом общественном месте, надо уметь себя вести. Потому и возник вопрос – что говорит на эту тему Тора, еврейский мусар?

Особенность общения в интернете – почти полная анонимность и связанное с ней чувство некоторой безнаказанности. Понятно, что и в интернете можно оставаться приличным человеком. Но как себя вести с не очень приличными? Вопрос: как их не обидеть? Потому что они отвечают за свое неприличие, если-де такое явленно, а мы за свое поведение.

Вот, недавно на уроке мы и обсуждали с учениками эту тему. С одной стороны, в Торе есть запрет: (1) не обижай людей. С другой стороны, сама Тора недвусмысленно говорит: (2) от злодея удались[1]. Если принять во внимание, что в некоторых ситуациях удалиться от злодея – означает его обидеть, то возникает вопрос: как поступить?

Входит ли злодей в круг людей, которых подразумевает первое правило? И что такое вообще злодей?

В принципе, данная проблема не завязана исключительно на интернете, она возникает естественным образом везде, где люди вступают в контакты друг с другом. Но на примере поведения людей внутри "социальной сети" эту тему легко продемонстрировать – уж больно просты и понятны ситуации.

Сначала полслова о термине "злодей". Тора называет злодеями некоторых персонажей своего повествования (например, пророка Билама или жителей Сдома), а также тип человека, который позволяет себе некоторые нарушения ("злодей – тот, кто берет в долг и не возвращает" и т.д.).

Согласно Торе, злодей наказывается или людским судом, или небесным. Рамбам пишет, что человеку следует смотреть на себя как на "среднюю", "промежуточную" личность – между праведником и злодеем. Под последними имеются в виду полный праведник и полный злодей.

На первый взгляд, резкий совет "от злодея удались" едва ли можно реализовать, потому что он, вроде бы, говорит о полном злодее. Но, поскольку Тора на этом запрете настаивает, следует предположить, что речь идет просто о "злодейском" поступке обычного человека. Ведь у каждого из нас есть праведные дела и "злодейские" проступки, те, за которые нам потом стыдно и которых мы не хотели бы видеть в списке фактов своей биографии[2], верно? Так вот, если мы полагаем, что некий человек совершил "злодейский" поступок – удалимся от этого поступка. Т.е., не воюем с ним, не перевоспитываем, а просто отходим в сторону[3].

Итак, имеем столкновение двух императивов:

(1) никаких людей не обижай (в том числе злодея),

(2) от злодея удались.

Первый запрет следует из основного правила, которое, согласно величайшим мудрецам Торы, лежит в основе иудаизма. Наиболее известная его форма предложена Старцем Илелем (הלל הזקן, первое столетие до принятой эры): "Никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не делай ни одному человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". Правило тотальное, у него нет исключений, иначе бы Илель эти исключения привел.

Мы предлагаем более мягкую формулировку (вернее, частный случай илелевского запрета), а именно: никого не обижай. И даже злодея – вот в чем корень всей проблемы.

Да, еще одно попутное замечание: считается, что наказание по суду, отпор агрессору, защита и прочие акты подобного рода не лежат в сфере запрета обижать людей. Хотя многие авторитеты склоны считать, что отпор врагу или наказание по суду (суду Торы, конечно) вполне сопряжены с требованием не обижать. Наказывай, но не обижай. Т.е., не смейся над тем, кто наказан, не оскорбляй его, не смотри на него сверху вниз и пр.

Итак, с одной стороны, обижать человека нельзя – даже если он пришел на твой блог, чтобы явным образом тебя унизить или даже оскорбить. С другой стороны – удались от него, т.е., его реплику сотри. Перед нами очевидный конфликт указаний. – Как поступить?

Интересно, что иногда складывается ситуация, когда любой твой ответ обидит того, кто проявил по отношению к тебе или другим людям враждебность. Вы скажете, такого не бывает. А вот вам иллюстрация. Допустим, вы, будучи ортодоксальным евреем (с кем не бывает!), написали пост на тему мусара, еврейской этики. И вот, появляется на странице вашего журнала некий человек, который начинает вас резко критиковать. Не ваш пост, а вас самих! Причем с позиций глубокого неприятия Торы. У него, оказывается, накопилось много претензий  к ортодоксальному еврейству, и в вас он видит всего лишь еще одного представителя ненавистного ему племени[4].

Что можно сделать? Если смолчать – он явно не успокоится и поднимет тон на два регистра выше. Ибо цель у него простая и незамысловатая – опорочить вашу позицию и показать окружающим вашу никчемность. Если все свести в шутку, он, понятно, обидится, ибо любому человеку свойственно не любить, когда над ним открыто смеются. Можно, конечно, ответить ему по существу. Дескать, милейший, зачем вы сюда приходите? И т.д. Но никаких увещеваний он принять от вас не готов. И всегда вам возразит: а что я нарушил?! Тогда не дай вам Б. перечислить ему его нарушения (недоброжелательность, ироничность тона, высокомерие и пр.). Понятно, что такая стратегия приведет к обмену тяжелыми репликами и склоке – что Торой тоже запрещено.

Остается стереть. Но разве это не нанесение обиды? Еще какое! Кто любит, когда его вычеркивают из списка, молча закрывают перед ним дверь, прогоняют из дому?

И вот здесь Тора дает свой совет: от злодея удались! Даже если это его обидит. Почему удались? Потому что отказ от участия в беседе на злодейском уровне и есть проявление приветливого и благожелательного отношения к оппоненту. Ведь любой человек создан по образу Всевышнего. Именно поэтому нельзя людей обижать. Но если некто сам обижает в себе этот образ, нам надо отойти в сторону, отказаться от контакта с ним.

Любить человека – это и есть его не обижать. Или еще вернее: не обижать – это первый уровень любви. [На самом деле, бытует мнение – и не только внутри Торы – что плохих людей нет. Отъявленных злодеев в истории можно перечислить по пальцам. Что касается злодеев на бытовом уровне, то их поведение можно списать на недостаток воспитания, на влияние плохого окружения, жизненные обстоятельства. Как правило, эти люди не сами выбрали свой злодейский путь, но поддались потоку, который их по этому пути понес и завертел. В то время как известно правило: награду или наказание человек получает не за результат, а только за целенаправленные усилия в ту или иную сторону. Оценка полагается исключительно за усилия в поступке или проступке, сделанном по собственному выбору. Но человека, которого увлек поток, можно только пожалеть.]

Подходим к финалу. "Не обижай людей" – касается всех людей. "Отойди от злодея" – касается только злодея[5]. Смотрите, области аргументов у этих двух запретов не равномощные. По числу своих элементов множество "просто люди" явно превосходит множество "злодеи". А значит, правило, касающееся малого множества, более требовательно, чем правило, касающееся большого множества.

Вывод: никогда никого не обижаем. Однако, повстречав злодея, удаляемся от его плохих дел, – и если он обидится, Тора такую обиду (нанесенную через удаление) нам в вину не поставит.

На языке интернета – стираем "коммент" любого посетителя, который пришел к нам, чтобы задеть или уязвить. При этом ничего ему не объясняем и не просим у него прощения. А некоторых можно и "забанить" надолго. Чего, конечно, не хотелось бы делать, поскольку мы сами далеко не ангелы. (Но как только нарушитель исправит свое поведение – снова будет принят нами в круг гостей.)

**

Требование не обижать можно сформулировать и в позитивной форме: будь со всеми дружелюбен. Получается, что удалиться от злодейства это и есть проявить свое дружелюбие к людям.

Спасибо, друзья, что осилили столь длинный пост.

**

Ну и в конце приведу классическое правило, которое известно многим и которое мной уже декларировалось в конце одной из стародавних статей (см. в ней финальную половину: правила поведения в моем блоге, не больше не меньше). Вот оно, это правило:

 

НЕ ПИШИ В СЕТИ ТОГО, ЧЕГО НЕ СКАЗАЛ БЫ ЧЕЛОВЕКУ ЛИЧНО

 


 

[1] Эта тема, в частности, возникает при изучении недельного раздела "Лех Леха". См. отрывок о том, как и почему расстались Авраам и его племянник Лот.

 

[2] Отсюда точка зрения Рамбама, согласно которой мы "наполовину праведники", "наполовину злодеи".)

 

[3] Что делать с хулиганом на улице и с "отморозком" в классе (вечная дилемма учителей) – не тема этой заметки, хотя, поверьте, и тут нет ничего сложного (хотя бы на уровне теории).

 

[4] Во всем остальном этот человек весьма приятен и культурен: обладает слогом, не хамит. В других обстоятельствах он мог бы стать нашим приятелем или просто очень хорошим знакомым.

 

[5] Или нормального человека, который в силу некоторых причин вдруг совершил некое злодейское дело или сказал-написал некое злодейское слово. В таком случае "отходим в сторону" не от него, а от его проступка или слова.

Теги: Мусар