Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Социальные сети

Социальные сети таят в себе серьезную угрозу — они способны пагубно влиять на внутренний мир человека во многих направлениях.

Kак-то на очередном собеседовании в школе одну нашу знакомую спросили: «Как вы относитесь к Фейсбуку?» Будучи человеком очень продвинутым и «в теме», подготовленным к вопросам такого рода, она тут же выпалила: «Все наши компьютеры находятся в открытых местах с постоянным отслеживанием посещаемых веб-сайтов. У нас установлены отличные фильтры и надежные пароли». «Отлично», — ответила директриса и перешла к следующему вопросу списка.

Было понятно, что с этой темой покончено.

Но так ли это?

Под словом «Фейсбук» в вопросе выше явно подразумевались социальные сети вообще, так как название именно этой сети стало символом такого явления, как «социальные сети» в общем.

На взгляд многих, в том числе и авторитетных раввинов, Фейсбук таит в себе серьезную угрозу — он способен пагубно влиять на внутренний мир человека во многих направлениях.

Есть такое понимание, что для нашего поколения Фейсбук (и социальные сети в целом) стал чем-то вроде «выставки достижений», где можно похвастаться отпуском, проведенным в экзотической местности, богатым ремонтом или поступлением детей в элитный колледж. И все это — под безобидным лозунгом: «Держи руку на пульсе, будь в курсе текущих событий».

Сидя в соц-сетях, многие из людей с тяжелым сердцем признают, как сильно отстали от своих друзей: их замечательный семейный отпуск не шел ни в какое сравнение с тем, что описывали «френды», дом выглядел крошечным, мебель — устаревшей, а о достижениях детей вообще не хотелось упоминать.

Из искры зависти может быстро возгореться пламя, в которое вновь и вновь подливается «масло». Неудовлетворенность собой растет при просмотре новых постов в разделах «поездки» и «квартирные истории». Не удержаться она и от скептических реплик по поводу того, что другие выставляли на Фейсбуке. Но и это еще не все.

Выставляя на публичное обозрение свою личную жизнь, люди часто упускают из виду такие последствия этого, как потеря достоинства и вообще своего «внутреннего Я». Что остается человеку после всего этого «репортажа», когда он делится своими фотографиями, мыслями, пережитым и т.д. с тысячами «друзей?»

Согласно иудаизму, скромность проявляется не только в нашем внешнем виде, одежде. Это нечто большее — каков сам человек: как он говорит, каким тоном, какие слова употребляет или не употребляет, какие темы затрагивает или не затрагивает. Как человек себя ведет, как хранит что-то очень личное, касающееся его одного. Это особое самоощущение, когда жизнь души превалирует над жизнью тела. Это полная противоположность идее Фейсбука, где все выставляется напоказ.

Как реагировать, когда все кругом делятся подробностями своей личной жизни?

В религиозной среде, особенно в Израиле, можно найти тысячи и даже сотни тысяч людей, которые никогда не сталкивались с таким испытанием: никогда не заходим на Фейсбук, не знакомились там и не приобретала там друзей. Соответственно, никогда переписывались с давно канувшими в Лету знакомыми. Между тем, у них не возникает ощущения, что жизнь проходит мимо! Да, они не хвастаются своим последним отпуском (по правде сказать, возможно, его и не было слишком давно), но и не испытывают зависть, читая о чужом.

Жизнь предоставляет достаточно возможностей поработать над своими «мидот» (качествами) и без этого! Не обязательно выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение предписано этикетом.

Мы не вправе запрещать или разрешать, однако, можем дать один совет: когда у человека есть что-то ценное, очень дорогое, он будет хранить это, относиться с особой бережностью. Люди строят ограды вокруг своих роскошных домов, прячут драгоценности в надежных сейфах потому, что ограды помогают окружающим избегать соблазнов.

Представим ситуацию иначе: мы все находимся в опасности и риск очень велик. Фейсбук побуждает нас снизить бдительность и ослабить защиту. Пользование Фейсбуком провоцирует поведение, полностью противоположное тому, что называется скромностью в иудаизме. И результатом становится неизбежная утрата человеком самого понятия «личного», понятия о сохранении собственного достоинства. Есть опасение, что это может оказаться слишком большим риском для наших детей, риском, который школьная директриса (см. выше) не приняла во внимание.

Выводить материалы