Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Молитву недаром называют «служением сердца». Это искренний порыв человека к Б-гу, наиболее непосредственное выражение любви к Нему. «И служите Г-споду, Б-гу вашему…» — сказано в Торе (Шмот, 23:25). И еще: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим…» (Дварим,6:5). Рамбам считает, что эти слова относятся к молитве.

В древности молитва не имела определенной формы. Хотя и полагалось молиться не реже раза в день, каждый обращался ко Всевышнему, как умел. Конечно, молитва должна выражать то, что непосредственно чувствует сердце, но человек не всегда умеет точно формулировать свои мысли и побуждения. Поэтому много веков назад Эзра-асофер и мужи Великого собрания составили молитву, которая и сегодня

является центральной частью наших ежедневных молитв, — «Шмонэ-эсрэ». Слово шмонэ-эсрэ означает «восемнадцать»: первоначально в «Шмонэ-эсрэ» (ее также называют «Амида») входило восемнадцать благословений. Первые три восславляют величие Всевышнего, последние три выражают нашу благодарность Ему, а в остальных перечислены наиболее насущные нужды отдельного человека и всего народа в целом. В период больших несчастий, постигших еврейский народ в первые века н.э., к «Шмонэ-эсрэ» было добавлено еще одно благословение: «И да не будет надежды доносчикам; и все вероотступники, и все злодеи пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего да будут в скором времени истреблены…».

После разрушения Иерусалимского Храма молитвами заменили жертвоприношения. Жертвы приносили только в Храме, молиться же можно повсюду. Утренняя молитва, «Шахарит», соответствует утреннему жертвоприношению в Храме. «Минха» заменяет полуденную жертву. «Мусаф» суббот и праздников — дополнительную жертву, которую приносили в эти дни в Храме. Более того, время этих молитв совпадает со временем, когда полагалось приносить жертвы. Исключением является только ежедневная вечерняя молитва, «Маарив», — вечернего жертвоприношения в Храме не было. Необходимость этой молитвы обсуждалась мудрецами Талмуда, но традиция со временем утвердила ее, и она прочно вошла в жизнь.

С другой стороны, известно, что обычай молиться три раза в день возник задолго до разрушения Храма. Считается, что «Шахарит» установил Авраам , «Минху» — Ицхак, а «Маарив» — Яаков.

«Я хочу обращаться к Б-гу только тогда, когда у меня есть настроение», — такой аргумент часто приводят те, кто отказывается молиться регулярно. Разумеется, достичь в молитве определенных высот духа совсем не так просто. Это требует знаний и практики. Это само по себе искусство. И хотя тот, кто молится регулярно, не всякий раз возносится в своей молитве за облака, возможности достичь этого у него всегда больше, чем у того, кто ждет «вдохновения», чтобы обратиться ко Всевышнему.

Что бы ни выражали и ни символизировали молитвы, об одном их назначении надо помнить всегда: это — беседа с Б-гом. Молиться — значит не наблюдать за ходом молитвы, не просто смотреть, как другие молятся, но в трепете обращаться к Самому Всевышнему.

Произносимые ежедневно молитвы могут выродиться в механическое повторение привычных слов. Поэтому мудрецы предупреждают: «…Не превращай молитву свою в привычное словоговорение, но проси о милосердии, обращаясь к Б-гу» (Авот, 2:18). Для того, чтобы молитва не утратила своего смысла, Галаха требует создания условий, при которых человек сможет сосредоточенно молиться. Поэтому во время молитвы запрещается разговаривать, отвлекаться, переходить с места на место и т.п.

§ «Шахарит» следует молиться сразу же после пробуждения. Сесть за стол не помолившись — значит проявить неуважение ко Всевышнему. Однако, если это рекомендовано врачом, перед молитвой разрешается выпить чашку чая, кофе или сока, особенно в субботу, когда молитва длиннее обычного.

§ «Шмонэ-эсрэ» читают шепотом, стоя прямо и соединив ноги вместе. Больной или инвалид может молиться сидя или даже лежа.

§ Во время, чтения «Шмонэ-эсрз» нельзя прерываться или отвлекать внимание других молящихся. Нужно сосредоточиться и освободиться от всех посторонних мыслей. Не следует молиться, глядя на картину или скульптуру или стоя перед зеркалом. Произнося «Шмонэ-эсрэ», надо повернуться лицом в сторону Эрец-Исраэль. Те, кто живет в Стране Израиля, обращаются в сторону Иерусалима, а жители Иерусалима — в сторону Храмовой горы. Если человек не знает, где находится Эрец-Исраэль, он может молиться, обратившись в любую сторону, — «но сердце свое он должен обратить к Отцу Небесному».

§§ Во время общественной молитвы, в «Шахарит» и в «Минху», ведущий (хазан) повторяет вслух полный текст «Шмонэ-эсрэ». Это делается для того, чтобы дать возможность тем, кто не умеет читать на иврите или читает с ошибками, внимательно слушать ведущего и после каждого благословения отвечать амен.

§ «Помни, перед Кем ты стоишь» — так написано над арон кодеш во многих синагогах. Каждый, кто входит в «малый Храм», каковым является синагога, должен осознавать это и соответственно себя вести.

§ «Шахарит» можно молиться после восхода солнца до исхода первой четверти дня (днем у нас считается период от восхода до захода). В крайнем случае разрешается молиться «Шахарит» до середины дня. «Минху» молятся спустя полчаса после полудня и до заката. «Маарив» — в течение всего вечера, начиная с наступления сумерек.

§§ Женщины не обязаны молиться три раза в день, точно так же, как они освобождены от выполнения всех позитивных заповеден, которые выполняются в строго определенное время (т.н. мицвот шеазман грама). Такой подход вызван тем, что Галаха принимает во внимание обязанности женщины как жены и матери. Так, от кормящей матери не ожидают, что она бросит ребенка, чтобы соблюдать график молитв. Мужчина же, напротив, должен составить распорядок дня таким образом, чтобы иметь возможность молиться в синагоге, как положено, вместе со всеми. Женщины, конечно, могут молиться, но они вправе делать это в любое удобное для них время и индивидуально.

«Шма»

Каждый евреи обязан дважды в день, утром и вечером, читать отрывок из Торы, начинающийся словами «Шма, Исраэль…»: CЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ: Г-СПОДЬ — Б-Г НАШ, Г-СПОДЬ ОДИН!

БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ!

ЛЮБИ Г-СПОДА. Б-ГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ. И БУДУТ ЭТИ СЛОВА, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДАЛ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ, И ПОВТОРЯЙ ИХ ДЕТЯМ СВОИМ. И ПРОИЗНОСИ ИХ. СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ; И ПОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, И НАПИШИ ИХ НА ДВЕРНЫХ КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ.

Хотя «Шма» — неотъемлемая часть наших молитв, эти слова Торы, в сущности, не являются молитвой. Это — декларация веры, утверждение того, что Всевышний — Творец Вселенной и ее Владыка. «Шма» напоминает о наших обязательствах перед Ним, о Его заповедях, предостерегает от заблуждений и грехов. В Торе слово шми написано с большой буквой «аин» на конце, а в слове эхад выделена буква «далет». Вместе они составляют слово эд — «свидетель». Читая «Шма» утром и вечером, мы свидетельствуем перед всем миром, что у нас есть единственный повелитель — Творец всего сущего, благословенно Его Имя.

Чтение Торы в синагоге

§ Важной частью субботних и праздничных молитв является чтение Торы в синагоге. Тору читают также по утрам в понедельник и четверг, в рош-ходеш (новомесячье) и дни поста.

§ Когда еврея вызывают к Торе (это называется алия), он произносит два благословения: перед чтением и после него. Поднявшись на биму, возвышение перед арон кодеш, вызванный прикасается талитом к свитку Торы в том месте, где начинается читаемый отрывок, целует талит и говорит:

БЛАГОСЛОВИТЕ Г-СПОДА БЛАГОСЛОВЕННОГО!

Община отвечает:

БЛАГОСЛОВЕН Г-СПОДЬ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ НА ВЕКИ ВЕКОВ!

Вызванный к Торе повторяет вслед за общиной эти слова и продолжает:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ СРЕДЫ НАРОДОВ И ДАРОВАВШИЙ НАМ СВОЮ ТОРУ! БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ДАЮЩИЙ ТОРУ!

Затем читают положенный отрывок. По окончании чтения вызванный прикасается талитом к свитку в конце отрывка и целует талит, затем свиток сворачивают и вызванный произносит

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ДАВШИЙ НАМ ИСТИННУЮ ТОРУ И ДАРОВАВШИЙ НАМ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ! БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, ДАЮЩИЙ ТОРУ1

На биме следует оставаться до тех пор, пока следующий вызванный не прочтет второе благословение.

§ Общественная молитва не может состояться, если присутствует менее десяти евреев, достигших тринадцати лет. Кворум из десяти евреев называется миньян, что буквально означает «число». Наши мудрецы считают, на основании сказанного в Торе, что десять евреев — это уже маленькая, но вполне правомочная община. Если же взрослых мужчин меньше десяти, то это лишь определенное число индивидуумов, но не община.

§ Следующие молитвы и благословения читаются только миньяне:

«Кадиш»:

«Кдуша»;

«Барху»;

«Биркат коаним» — благословение коаним народа;

Повторение хазаном молитвы «Шмонэ-эсрэ»;

Чтение Торы.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»