Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Недельная глава «Ваэра» («Являлся Я») начинается с диалога между Б-гом и Моше. Пророк просит Творца сжалиться над евреями. Ведь с приходом Моше в Египет их жизнь стала просто невыносимой. Еврейским бригадирам было сказано: с тех пор, как народ стал мечтать о каких-то там жертвоприношениях Б-гу, производительность труда заметно снизилась. Поэтому для того, чтобы «очистить им головы от неправильных мыслей о Б-ге», следует больше нагружать их. По приказу Фараона евреям прекращают поставлять солому, но количество изготовляемых кирпичей должно оставаться прежним (Шмот 5, 17-19). Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего: вывести еврейский народ из Египта и произвести великий суд над этой страной и ее жителями, явить великие чудеса! Тогда весь мир узнает, что всё исходит от Б-га и совершается только Им — Властелином мира. Кроме того, Б-г пообещал, что в результате Фараон не только согласится отпустить евреев, но и выгонит их из страны.

Тора сообщает, что к моменту возвращения Моше в Египет ему уже исполнилось восемьдесят лет. Когда в Мидьяне Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, он сначала отказался. Почему? Моше ощущал, что так он захватит место своего старшего брата, Аарона, который тогда был пророком и посланником Б-га к еврейскому народу. Всевышний ответил, что Аарон с радостью встретит брата и поможет ему во всем (Шмот 4, 14). Раши пишет, что именно в этом и проявилось величие Аарона: он без капли горечи радовался тому, что будет помогать младшему брату во всем. Впоследствии Аарон был вознагражден Б-гом за это, он стал первосвященником, первым Великим коэном еврейского народа — в награду за то, что в его сердце не было ни капли зависти, он удостоился носить на нем нагрудник с драгоценными камнями, поясняет Раши.

Итак, Моше и Аарон отправились в царский дворец для очень серьезного разговора. Они должны были от имени еврейского Б-га потребовать, чтобы Фараон отпустил весь еврейский народ на три дня в пустыню для совершения праздничных жертвоприношений. Моше говорил, а Аарон разъяснял сказанное Фараону и его приближенным. Фараон потребовал от Моше знамения. Тогда Аарон бросил свой посох на мраморный пол дворца и произошло чудо: высохшее дерево превратилось в змея. Фараон дал знак своим колдунам, и те также побросали посохи — их посохи тоже превратились в змей. Мидраш говорит, что чудесный посох Аарона не произвел на царя и его придворных никакого впечатления. Более того, Фараон еще и посмеялся над представителями евреев, мол, пытаются демонстрировать фокусы в империи, чьи маги и чародеи — лучшие в мире. Это примерно то же, что продавать бананы владельцу банановых плантаций, или, иными словами, продавать снег в Антарктиде. Но Моше не смутился и немедленно ответил, что только здесь, в стране профессиональных колдунов, смогут по-настоящему понять различие между колдовством — и чудесами от Б-га. И правильно их оценить. А посох Аарона, превратившись в змея, проглотил посохи колдунов. И, как говорит мидраш, остался таким же тонким, как был. Фараон содрогнулся: а что, если прикажут посоху Аарона проглотить меня с моим троном?!

Второй визит Моше и Аарона к Фараону состоялся в менее официальной обстановке, можно сказать, «на природе». Раши приводит мидраш: египетский монарх объявил себя богом, ну, и как положено «богу», «совершенно не нуждался» в том, в чем нуждаются обычные люди. Поэтому он приучил себя справлять нужду один раз в сутки, рано утром. Под предлогом умывания он шел к Нилу и отправлял естественные надобности в воде, в то время как его вельможи стояли на берегу. Там, на берегу реки, в самый неожиданный момент царя ожидал неприятный сюрприз — два еврейских старца пришли требовать отпустить их народ из Египта. А если нет, сказал Аарон, то я ударю по Нилу и он превратится в кровь. Фараон не покорился. Тогда Аарон в присутствии Фараона и вельмож ударил посохом по воде. Вода в Ниле начала краснеть и превратилась в настоящую кровь. Вся рыба в реке сразу умерла, ужасный смрад наполнил всю страну. Не только Нил, но и все водоемы, колодцы и даже лужи в Египте наполнились кровью, более того, кровь оказалась даже в чашках и кастрюлях египтян. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль говорил, что не случайно первая казнь обрушилась именно на Нил. Б-г, наказывая тот или иной народ, всегда в первую очередь обрушивается на его «божества», а главным «божеством» Египта считался Нил.

Самое удивительное: было проведено четкое разграничение между египтянами и евреями. Евреи черпали воду из тех же водоемов — для них была вода, а для египтян — кровь. Как египтяне выжили, ведь невозможно просуществовать неделю без воды? Увидев, что вода не возвращается в свое естественное состояние, они в панике начали рыть повсюду новые колодцы. Мидраш приводит спор между раби Йеудой и раби Нехемьей. Раби Йеуда говорит, что в этих новых колодцах вода не превратилась в кровь. Так и написано: «И копали все египтяне вокруг реки, (чтобы найти) воду для питья, потому что не могли пить воду из реки» (Шмот 7, 24). А раби Нехемья считает, что, даже когда они копали, — выкапывали кровь. Написано, что копали, но не написано, что выкопали воду. Согласно раби Нехемье, единственной возможностью достать воду для египтян было — купить у евреев. А, как известно, рыночная цена зависит от спроса и предложения. Спрос был велик, и цены, соответственно, высокие…

Интересно, а как на это ответили египетские чародеи? Они взяли воду и тоже колдовством превратили ее в кровь (Шмот 7, 22). Что и помогло Фараону вновь отвергнуть требование Моше. Однако маги не могли превратить в кровь всю воду во всем Египте. Максимум, что они могли сделать, — превратить в кровь воду в пробирке, стакане, бочке. Кроме того, они могли лишь «портить», но не «исправлять»: они неспособны были превратить кровь снова в воду. Тем не менее, маги тогда ещё не признали перст Всевышнего в чудесах, совершаемых Моше и Аароном.

Следующая казнь постигла Египет ровно через семь дней. Это были лягушки, которые заполонили всю страну. Они были везде: на улицах, в домах, в печах, в супе, и они неугомонно квакали и прыгали повсюду. А в домах евреев лягушек не было. Более того, мидраш говорит, что в то время у Египта был территориальный конфликт с Эфиопией. Каждая из стран отвергала претензии второй как беспочвенные. Как в наше время — кому принадлежит Нагорный Карабах, Армении или Азербайджану. Во время «казни лягушками» обе стороны увидели, где точно проходит граница между ними: по египетской земле прыгали лягушки, а в сопредельных странах — нет. Моше сказал: «Я поражаю все пределы (границы) твои лягушками», т.е. лягушки будут внутри египетских границ. Обе страны послали наблюдателей и определили границу «по лягушкам».

Придворные колдуны тоже сумели «привлечь», скажем, несколько сот лягушек. Но Фараону было трудно переносить это нашествие, он не выдерживал напряжения. И стал умолять Моше обратиться к Б-гу, просить Его избавить страну от лягушек. Он же, со своей стороны, пообещал отпустить евреев в пустыню. Чтобы продемонстрировать, что это не просто катастрофическое природное явление, Моше спросил: а когда их убрать? Фараон ответил: прямо завтра, и Моше согласился. Он тут же обратился с молитвой к Творцу, и Творец прекратил нашествие. Уже на следующее утро все лягушки одновременно умерли — так же внезапно, как и появились. Египтяне собирали смрадные тельца лягушек целыми грудами. Фараон почувствовал облегчение, и его сердце вновь ожесточилось, и он снова «позабыл» о договоре с Моше. Интересно: Раши приводит мнение (трактат Сангедрин), согласно которому все лягушки вышли из одной, огромной. Увидев эту гигантскую лягушку, египтяне начали лупить ее палками. При каждом ударе она порождала новую «порцию» лягушек. Казалось бы, увидев, что происходит, они могли перестать лупить, чтобы не увеличивать число лягушек? Но такова природа рассерженного человека: он выплескивает гнев, не обращая внимания на то, какой ущерб наносит этим самому себе.

Третьей египетской казнью было нашествие вшей. По приказу Моше Аарон ударяет посохом по песку, и тут же вся египетская земля покрывается вшами различных видов. Они облепляют тела самих египтян, поражают домашних животных, скот. На этот раз царские колдуны «подняли руки»: они поняли и признали, что такое чудо не могло быть совершено с помощью колдовства. Они сообщили Фараону, что «это перст Б-жий» (Шмот 8, 15) — только рука Всевышнего могла сотворить такое! Они смогли «навести» какое-то количество лягушек, хотя и не могли их удалить, но повторить третье чудо даже в ограниченных масштабах им было не под силу.

Затем Моше и Аарон говорят Фараону, что, если он не отпустит народ, Всевышний нашлет на Египет массу диких зверей со всего света (Шмот 8, 17). Представьте себе, целый зоопарк идет по улицам, можно любоваться красотой диких животных «бесплатно». Но всем понятно, что это не даровое зрелище: звери голодны и кормом для них служат сами египтяне и их домашние животные. Страну охватывает ужас. Фараон срочно обращается к Моше и вновь обещает отпустить евреев. Но у Фараона осталось единственное условие: чтобы евреи не уходили в пустыню, а принесли жертвы еврейскому Б-гу прямо здесь, в Египте. На это Моше отвечает резким отказом: это невозможно, «ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Господу, Б-гу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?» (Шмот 8, 22). Как-то я слышал от одного иерусалимского раввина: с кем Моше говорил? С Фараоном, власть которого в стране была непререкаема. Что же, он не мог прислать армию или полицию, или еще какие-то силы для «поддержания общественного порядка»? Мог. Но, как видно, «вспышка народной ярости» была бы такая, что никакой полиции не остановить.

Когда мой отец и учитель Рав Ицхак зацаль говорил о нашей недельной главе, он всегда подчеркивал, что десять казней, которыми Б-г поразил Египет, напоминают лечение от тяжелой болезни. Необходимы серии процедур. Здесь было три таких серии. Каждая серия процедур предварялась словами лэ-маан тэйда — «из этого узнаешь…». Первый курс лечения — первые три казни — демонстрация того, что у мира есть Творец («Из этого узнаешь, что Я Господь» — Шмот 8, 17). Когда колдуны поняли и сообщили Фараону: это перст Б-жий, первый курс лечения был закончен. Нашествием диких зверей начинается вторая серия процедур. Цель ее: «И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает народ Мой… из этого узнаешь, что Я Господь среди земли» (там же, 18). «Пациенты» должны были убедиться, что жизнь и здоровье каждого — в руках Б-га, т.е., существует ашгаха пратит — Всевышний «смотрит» на каждого человека и группы людей по отдельности. Дикие звери нападают на египтян, но не на евреев. Как звери разбираются, на кого нападать, а на кого — нет? Это происходит потому, что именно так решил Всевышний. У мира есть Правитель, и именно Он решает судьбу каждого. О третьей серии поговорим в следующей главе.