Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Недельная глава «Ваэра» («Являлся Я») начинается с диалога между Б-гом и Моше. Пророк просит Творца сжалиться над евреями. Ведь с приходом Моше в Египет их жизнь стала просто невыносимой. Еврейским бригадирам было сказано: с тех пор, как народ стал мечтать о каких-то там жертвоприношениях Б-гу, производительность труда заметно снизилась. Поэтому для того, чтобы «очистить им головы от неправильных мыслей о Б-ге», следует больше нагружать их. По приказу Фараона евреям прекращают поставлять солому, но количество изготовляемых кирпичей должно оставаться прежним (Шмот 5, 17-19). Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего: вывести еврейский народ из Египта и произвести великий суд над этой страной и ее жителями, явить великие чудеса! Тогда весь мир узнает, что всё исходит от Б-га и совершается только Им — Властелином мира. Кроме того, Б-г пообещал, что в результате Фараон не только согласится отпустить евреев, но и выгонит их из страны.

Тора сообщает, что к моменту возвращения Моше в Египет ему уже исполнилось восемьдесят лет. Когда в Мидьяне Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, он сначала отказался. Почему? Моше ощущал, что так он захватит место своего старшего брата, Аарона, который тогда был пророком и посланником Б-га к еврейскому народу. Всевышний ответил, что Аарон с радостью встретит брата и поможет ему во всем (Шмот 4, 14). Раши пишет, что именно в этом и проявилось величие Аарона: он без капли горечи радовался тому, что будет помогать младшему брату во всем. Впоследствии Аарон был вознагражден Б-гом за это, он стал первосвященником, первым Великим коэном еврейского народа — в награду за то, что в его сердце не было ни капли зависти, он удостоился носить на нем нагрудник с драгоценными камнями, поясняет Раши.

Итак, Моше и Аарон отправились в царский дворец для очень серьезного разговора. Они должны были от имени еврейского Б-га потребовать, чтобы Фараон отпустил весь еврейский народ на три дня в пустыню для совершения праздничных жертвоприношений. Моше говорил, а Аарон разъяснял сказанное Фараону и его приближенным. Фараон потребовал от Моше знамения. Тогда Аарон бросил свой посох на мраморный пол дворца и произошло чудо: высохшее дерево превратилось в змея. Фараон дал знак своим колдунам, и те также побросали посохи — их посохи тоже превратились в змей. Мидраш говорит, что чудесный посох Аарона не произвел на царя и его придворных никакого впечатления. Более того, Фараон еще и посмеялся над представителями евреев, мол, пытаются демонстрировать фокусы в империи, чьи маги и чародеи — лучшие в мире. Это примерно то же, что продавать бананы владельцу банановых плантаций, или, иными словами, продавать снег в Антарктиде. Но Моше не смутился и немедленно ответил, что только здесь, в стране профессиональных колдунов, смогут по-настоящему понять различие между колдовством — и чудесами от Б-га. И правильно их оценить. А посох Аарона, превратившись в змея, проглотил посохи колдунов. И, как говорит мидраш, остался таким же тонким, как был. Фараон содрогнулся: а что, если прикажут посоху Аарона проглотить меня с моим троном?!

Второй визит Моше и Аарона к Фараону состоялся в менее официальной обстановке, можно сказать, «на природе». Раши приводит мидраш: египетский монарх объявил себя богом, ну, и как положено «богу», «совершенно не нуждался» в том, в чем нуждаются обычные люди. Поэтому он приучил себя справлять нужду один раз в сутки, рано утром. Под предлогом умывания он шел к Нилу и отправлял естественные надобности в воде, в то время как его вельможи стояли на берегу. Там, на берегу реки, в самый неожиданный момент царя ожидал неприятный сюрприз — два еврейских старца пришли требовать отпустить их народ из Египта. А если нет, сказал Аарон, то я ударю по Нилу и он превратится в кровь. Фараон не покорился. Тогда Аарон в присутствии Фараона и вельмож ударил посохом по воде. Вода в Ниле начала краснеть и превратилась в настоящую кровь. Вся рыба в реке сразу умерла, ужасный смрад наполнил всю страну. Не только Нил, но и все водоемы, колодцы и даже лужи в Египте наполнились кровью, более того, кровь оказалась даже в чашках и кастрюлях египтян. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль говорил, что не случайно первая казнь обрушилась именно на Нил. Б-г, наказывая тот или иной народ, всегда в первую очередь обрушивается на его «божества», а главным «божеством» Египта считался Нил.

Самое удивительное: было проведено четкое разграничение между египтянами и евреями. Евреи черпали воду из тех же водоемов — для них была вода, а для египтян — кровь. Как египтяне выжили, ведь невозможно просуществовать неделю без воды? Увидев, что вода не возвращается в свое естественное состояние, они в панике начали рыть повсюду новые колодцы. Мидраш приводит спор между раби Йеудой и раби Нехемьей. Раби Йеуда говорит, что в этих новых колодцах вода не превратилась в кровь. Так и написано: «И копали все египтяне вокруг реки, (чтобы найти) воду для питья, потому что не могли пить воду из реки» (Шмот 7, 24). А раби Нехемья считает, что, даже когда они копали, — выкапывали кровь. Написано, что копали, но не написано, что выкопали воду. Согласно раби Нехемье, единственной возможностью достать воду для египтян было — купить у евреев. А, как известно, рыночная цена зависит от спроса и предложения. Спрос был велик, и цены, соответственно, высокие…

Интересно, а как на это ответили египетские чародеи? Они взяли воду и тоже колдовством превратили ее в кровь (Шмот 7, 22). Что и помогло Фараону вновь отвергнуть требование Моше. Однако маги не могли превратить в кровь всю воду во всем Египте. Максимум, что они могли сделать, — превратить в кровь воду в пробирке, стакане, бочке. Кроме того, они могли лишь «портить», но не «исправлять»: они неспособны были прекратить кровь снова в воду. Тем не менее, маги тогда ещё не признали перст Всевышнего в чудесах, совершаемых Моше и Аароном.

Следующая казнь постигла Египет ровно через семь дней. Это были лягушки, которые заполонили всю страну. Они были везде: на улицах, в домах, в печах, в супе, и они неугомонно квакали и прыгали повсюду. А в домах евреев лягушек не было. Более того, мидраш говорит, что в то время у Египта был территориальный конфликт с Эфиопией. Каждая из стран отвергала претензии второй как беспочвенные. Как в наше время — кому принадлежит Нагорный Карабах, Армении или Азербайджану. Во время «казни лягушками» обе стороны увидели, где точно проходит граница между ними: по египетской земле прыгали лягушки, а в сопредельных странах — нет. Моше сказал: «Я поражаю все пределы (границы) твои лягушками», т.е. лягушки будут внутри египетских границ. Обе страны послали наблюдателей и определили границу «по лягушкам».

Придворные колдуны тоже сумели «привлечь», скажем, несколько сот лягушек. Но Фараону было трудно переносить это нашествие, он не выдерживал напряжения. И стал умолять Моше обратиться к Б-гу, просить Его избавить страну от лягушек. Он же, со своей стороны, пообещал отпустить евреев в пустыню. Чтобы продемонстрировать, что это не просто катастрофическое природное явление, Моше спросил: а когда их убрать? Фараон ответил: прямо завтра, и Моше согласился. Он тут же обратился с молитвой к Творцу, и Творец прекратил нашествие. Уже на следующее утро все лягушки одновременно умерли — так же внезапно, как и появились. Египтяне собирали смрадные тельца лягушек целыми грудами. Фараон почувствовал облегчение, и его сердце вновь ожесточилось, и он снова «позабыл» о договоре с Моше. Интересно: Раши приводит мнение (трактат Сангедрин), согласно которому все лягушки вышли из одной, огромной. Увидев эту гигантскую лягушку, египтяне начали лупить ее палками. При каждом ударе она порождала новую «порцию» лягушек. Казалось бы, увидев, что происходит, они могли перестать лупить, чтобы не увеличивать число лягушек? Но такова природа рассерженного человека: он выплескивает гнев, не обращая внимания на то, какой ущерб наносит этим самому себе.

Третьей египетской казнью было нашествие вшей. По приказу Моше Аарон ударяет посохом по песку, и тут же вся египетская земля покрывается вшами различных видов. Они облепляют тела самих египтян, поражают домашних животных, скот. На этот раз царские колдуны «подняли руки»: они поняли и признали, что такое чудо не могло быть совершено с помощью колдовства. Они сообщили Фараону, что «это перст Б-жий» (Шмот 8, 15) — только рука Всевышнего могла сотворить такое! Они смогли «навести» какое-то количество лягушек, хотя и не могли их удалить, но повторить третье чудо даже в ограниченных масштабах им было не под силу.

Затем Моше и Аарон говорят Фараону, что, если он не отпустит народ, Всевышний нашлет на Египет массу диких зверей со всего света (Шмот 8, 17). Представьте себе, целый зоопарк идет по улицам, можно любоваться красотой диких животных «бесплатно». Но всем понятно, что это не даровое зрелище: звери голодны и кормом для них служат сами египтяне и их домашние животные. Страну охватывает ужас. Фараон срочно обращается к Моше и вновь обещает отпустить евреев. Но у Фараона осталось единственное условие: чтобы евреи не уходили в пустыню, а принесли жертвы еврейскому Б-гу прямо здесь, в Египте. На это Моше отвечает резким отказом: это невозможно, «ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Господу, Б-гу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?» (Шмот 8, 22). Как-то я слышал от одного иерусалимского раввина: с кем Моше говорил? С Фараоном, власть которого в стране была непререкаема. Что же, он не мог прислать армию или полицию, или еще какие-то силы для «поддержания общественного порядка»? Мог. Но, как видно, «вспышка народной ярости» была бы такая, что никакой полиции не остановить.

Когда мой отец и учитель Рав Ицхак зацаль говорил о нашей недельной главе, он всегда подчеркивал, что десять казней, которыми Б-г поразил Египет, напоминают лечение от тяжелой болезни. Необходимы серии процедур. Здесь было три таких серии. Каждая серия процедур предварялась словами лэ-маан тэйда — «из этого узнаешь…». Первый курс лечения — первые три казни — демонстрация того, что у мира есть Творец («Из этого узнаешь, что Я Господь» — Шмот 8, 17). Когда колдуны поняли и сообщили Фараону: это перст Б-жий, первый курс лечения был закончен. Нашествием диких зверей начинается вторая серия процедур. Цель ее: «И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает народ Мой… из этого узнаешь, что Я Господь среди земли» (там же, 18). «Пациенты» должны были убедиться, что жизнь и здоровье каждого — в руках Б-га, т.е., существует ашгаха пратит — Всевышний «смотрит» на каждого человека и группы людей по отдельности. Дикие звери нападают на египтян, но не на евреев. Как звери разбираются, на кого нападать, а на кого — нет? Это происходит потому, что именно так решил Всевышний. У мира есть Правитель, и именно Он решает судьбу каждого. О третьей серии поговорим в следующей главе.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше