Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Думать хорошо надо о каждом человеке, даже о полном злодее»Раби Нахман из Бреслава
Человек только сейчас вгляделся в эти вещи и заново подошел к тому, чтобы принять решения, которые его обязывают, и взял на себя служение Вс-вышнему, благословенно Его Имя, и принял на себя Царство Его

Раздел первый. Основы обязанности и корни служения Вс-вышнему

Вступление. Правильное служение, исходящее из познания и постижения корней обязанности

Правильное исполнение из созерцания и постижения цели и направления нашей жизни и её предназначения.

Полноценное исполнение евреем своей задачи в этом мире — то исполнение, которое приходит к нему вследствие созерцания наших обязанностей и нашего предназначения, исходя из которых заповеди не делаются рутинно, но всё служение исходит из силы постижения важности долга и осознания сердцем важности и ценности этих вещей.

И это путь, по которому должен идти человек, с момента поступления на службу ко Вс-вышнему, когда он еще только начинает развиваться — чтобы с самого начала человек занимался этими вещами с глубоким созерцанием, и прояснил и уточнил основы и корни долга, пока не дойдет до такого уровня понимания, чтобы ему стало ясно, что даже без рутины привычек он бы и сам принял на себя ярмо Торы и заповедей. Для этого требуется посвятить этим вопросам длительное время, пока они не окажут влияния на душу, чтобы все его действия, связанные с Торой

и заповедями, имели своим источником правильную причину.

Обновляться время от времени и освежать познание и постижение

Однако, чтобы удостоился человек уровня цельности в своем служении, чтобы действительно весь его жизненный путь состоял из деяний, обладающих истинным смыслом — недостаточно чтобы он один раз, в начале пути, решил войти во врата служения, думая, что в силу этого решения вся его жизнь будет основана на истинном служении, и недостаточно поверхностного зубрения вещей, — но возложено на человека время от времени возвращаться к уже пройденному, хорошо всматриваться в вещи, обновлять их для себя, прояснять всё с самого начала. И вновь будет он спрашивать себя: в чем основы долга, и откуда исходят корни Торы и заповедей? Сосредоточиться в познании веры, думать о том, что обязан Творцу мира, о том, как милостив Творец по отношению к своим творениям в целом и к нему лично, о величии Его деяний и о могуществе Святого, благословен Он, вызывающем трепет, о благодеяниях, которыми Вс-вышний одарил народ Израиля, и о том, что это Он избрал нас для нашей роли; думать о сути предназначения и его деталях, о добре и истине, которые заложены в Торе и заповедях ее. И будет продолжать делать это, чтобы четко прояснить все основы нашего предназначения и нашего служения.

У этой обязанности постоянно возвращаться и обновлять свое понимание вещей, проясняя всю суть нашего служения от самого его корня, есть несколько причин и смыслов. Во-первых, само служение Вс — вышнему, когда оно строится на недавно сделанном прояснении, а не зиждется на основаниях и фундаментах, вложенных в сердце человека многие годы назад, обладает особым достоинством. Ведь человек только сейчас вгляделся в эти вещи и заново подошел к тому, чтобы принять решения, которые его обязывают, и взял на себя служение Вс-вышнему, благословенно Его Имя, и принял на себя Царство Его. Во-вторых, человеческой природе свойственно, что даже если вещи ясны и понятны разуму, то по прошествии определенного времени чувства притупляются, воодушевление исчезает, и человек уже относится равнодушно даже к самым важным своим знаниям. И об этом написал Рамхаль в предисловии к «Месилат Йешарим»: «Если мы не вгляделись как следует в то, что представляют собой настоящая Б-гобоязненность и её производные, как мы приобретем её и как спасёмся от мирской суеты, обрекающей Б-гобоязненность на забвение в наших сердцах? Ведь она забудется и исчезнет, несмотря на то, что мы знаем: страх перед Небесами — обязанность». Но когда человек удостаивается обновить понимание и вглядеться во все вещи до такой степени, что он ясным образом осознает правильность уже известных ему выводов, то всё его служение будет пребывать в особом обновлении, в живости и свежести. Во-вторых, поскольку мы взрослеем, развивая наше понимание, чувства и черты характера, переживаем различные события, а также смотрим в книги и черпаем оттуда знания — несомненно, когда мы теперь будем рассматривать всю совокупность наших обязанностей, они будут постигнуты нами на более высоком уровне, в большей степени, глубже, с большим осознанием, и будут лучше укреплены в нашем сердце. Ведь не похоже решение человека, принятое в годы юности, когда он лишь начинает свое служение, на его же мысли впоследствии. И как может человек основать всю суть своей жизни, Торы, заповедей и служения, на той первой ступени, с которой он начал свое служение? Это действительно так, потому что с годами в жизни человека, как правило, происходят изменения: меняется положение, меняется его точка зрения. И возможно, что решения, которые он принял для себя когда-то, теперь не подходят ему, и может быть, внимательно приглядевшись, он придет к выводу, что должен изменить тот путь, которым следует в своей жизни на данном этапе. И возможно, благодаря этому у него получится улучшить всё свое поведение, и он поднимет свое служение на более высокий уровень.

И вообще, всякий раз когда думают об этих вещах заново, вещи проясняются и осознаются глубже, ярче, и, разумеется, они глубже проникают во все части его личности и окружают всю его душу, и тем самым он посвящает большую часть себя Творцу, и придет к укреплению и возвышению в практическом служении, и становится более приближенным ко Вс — вышнему и крепче связанным с Ним.

Порядок и ясность в корнях служения

Одной из вещей, препятствующих росту в служении Вс-вышнему, является отсутствие ясности и порядка в этих вещах. И даже тем, кто обладает большими знаниями, кто долго учился и слышал многое, иногда эти вещи не видны в ясности и точности. И также не прояснено у них, что является корнями и основаниями, а что — ответвлениями и деталями, и откуда проистекает каждая конкретная деталь. И из-за этого знания не укореняются в душе такого человека. И часто он знает много деталей, но не знает правило, которое их объединяет, и из-за этого он теряется во множестве деталей.

И часто бывает, что человек уже взрослый по годам и по знаниям, но все у него расплывчато, и поэтому вещи не проникают в него. И сам он как будто стоит снаружи.

И как невозможно полноценно постичь любую тему в Торе, не упорядочив её в своем разуме (поскольку человек не может справиться с множеством деталей иначе, как с помощью общих принципов и порядка), точно так же важные и возвышенные темы служения Вс-вышнему и сути человека, и его предназначения требуют порядка и расстановки всех элементов по местам их. И лишь тогда человек может прийти к жизни, исполненной явного и бдительного служения, когда многие знания упорядочены у него в голове в порядке и точности. И когда он узнает принципы и распределит детали по категориям и вещи будут ясны в его голове, тогда он сможет постичь их своим сердцем и внедрить их в себя.

И возложено на человека всмотреться и прояснить себе эти вещи до такой степени, чтобы все его знания в этой области были ясны и упорядочены: он должен точно знать, что является основами и корнями нашего предназначения в служении Вс-вышнему, разделить любую вещь на детали и перебрать их, и уметь соотнести любую деталь с её источником. И так же, как обязан еврей посвятить время приобретению знаний в деле постижения Вс-вышнего и основ служения Ему — как ради самого познания, которое является отдельной заповедью, так и для того, чтобы укрепиться в исполнении Торы и соблюдении заповедей и приобрести дополнительные силу и мощь — точно так же возложено на него всматриваться в эту сферу, и постигать, понимать и упорядочивать данные вещи в сердце своем таким образом, чтобы ему удобно было их усваивать и чтобы накрепко укоренились у него в душе.

И еще: после того, как он укрепил эти вещи в своем сердце и душе, возложено на человека возвращаться иногда и всматриваться в эти вещи, ведь он, быть может, решит, что правильно было бы смотреть на вещи по-другому, иным взглядом, и, возможно, нужно будет упорядочить их другим способом. И пусть всегда будет эта тема перед его глазами, ибо в этом вся суть человека.

***

А затем сделай расчет со своей душой, и спроси её обо всех тех вещах, что поняты ею в области познания Вс-вышнего и Его Торы, и слов мудрецов прежних поколений, и притч мудрецов, и темы молитв, которые ты знал с юности — в начале твоего взросления и твоей учебы. Ибо форма тонких материй у того, чей разум слаб, не подобна их форме у того, чей разум силен. И чем более укрепляется познание человека, тем больше добавится в познании вещей. Поэтому не довольствуйся тем, что познало твое сердце в начале твоей учебы из неоднозначных вещей и даже из глубоких мыслей. Но следует тебе, когда наступит время силы твоего разума и постижения, начать всматриваться в книгу Закона Б-га и в книги пророков, как человеку, который ещё никогда не выучил в них ни одной буквы.

И приучи себя объяснять их, всматриваться в их слова и язык, и выяснять, какой смысл они содержат, и что имеет значение по буквальному смыслу, а что нет. И что явно, а что скрыто, и где есть место собственным соображениям, а где нет.

И так же поступай с молитвами и восхвалениями: всмотрись в их язык и их направление, чтобы когда ты говорил с Б-гом — понимал ты, что произносят твои уста, а что твое сердце просит на самом деле. И не обращайся со всем этим по обычаю юности, говоря что попало и как попало, и не понимая смысла… И так же делай со словами мудрецов и традицией, всматривайся в них и трактуй их в сторону заслуг, и не довольствуйся тем, что прояснилось у тебя в начале твоего пути. Но требуй от своей души такого состояния, как будто она только начала свой путь. И то, что прояснится, запомни и усвой, а о том, в проясненности чего ты сомневаешься, спрашивай у мудрецов твоего поколения, так, чтобы открытое ими тебе не было похоже на первое прояснение. Тогда ты постигнешь тайны Торы и сокровища пророков и мудрецов, которые невозможно постичь с помощью той учебы, которой обучают тебя в начале твоего пути.

«Ховот а-Левавот» (раздел «Хешбон а-нефеш», глава 3, 24-й образ)

На человека возложена обязанность анализировать, ибо если человек не анализирует и не обдумывает, то мудрость не придет искать его, и он остается во тьме без знания, и будет идти путями пустоты, в темноте, и в конце должен будет дать отчет перед Царем царей — Вс-вышним, Благословен Он — за то, что не использовал мудрость и силу, которую даровал ему Вс-вышний. Ведь человек большую часть своей жизни делает расчеты своих житейских дел

— дел этого часа. И почему бы не обязать ему свое сердце выделять хотя бы один час, чтобы думать по-настоящему: кто он, зачем пришел в этот мир, и чего требует от него Царь царей, Вс-вышний, Благословен Он? И чем закончатся все его дела? Это самое сильное лекарство, которое он может использовать против злого начала, и применить его легко, но действие его сильно, и плоды велики, поэтому хорошо, чтобы человек освободился хотя бы один час ото всех своих мыслей для того, чтобы думать только о той теме, о которой я сказал… Тогда мысли сами начнут приходить и задавать вопросы: в каком состоянии он находится, и идет ли он желаемым путем — тем путем, которым шли великие люди прежних поколений

— или нет? И что если сила злого начала больше, и не сможет выстоять против него?

Итог: человеку, который не задумывается над этим, очень тяжело достигнуть цельности, а человек, который думает об этом — очень к ней близок, и мудрецы постоянно об этом думают, не отвлекаются от этого, и поэтому преуспевают во всех своих делах. Но даже тот, кто не посвящает этому много вре

мени, пусть установит постоянное время, чтобы вдуматься — большое или малое. Ибо тогда он преуспеет и достигнет успеха. Рамхаль, «Дерех Эц Хаим»

Если человек изучал Тору и мудрость в своей юности, и ему кажется что понимает их достаточно, то пусть не полагается на свое понимание, ибо мудрость усиливается у человека, когда он вступает в зрелые годы, более чем в юности. Поэтому тогда, когда его мудрость усиливается, пусть начнет всматриваться в свое постижение, и тогда он поймет и проверит лучше и постигнет вещи глубже, чем раньше. И пусть всегда продолжает учиться у каждого человека, как написано: «Ото всех обучающих я умудрился». И не подумай: кто может сказать тебе что-то новое, чего ты ещё не постиг в своей юности? Ведь про это сказано: «Ты видел человека умного в своих глазах? У глупца надежды больше, чем у него».

Яавец, «Мигдаль Оз» («Бейт мидот алият а-зхира»)

Сказал Хазон Иш, благословенной памяти, что теме «веры» недостаточно, чтобы знали о ней, недостаточно ей одноразового выяснения, но есть сильная нужда укреплять веру ежедневно, а если нет, то внутренняя вера постепенно ослабевает до такой степени, что человек может однажды вообще оставить веру, не дай Б-г. И добавил, что путь укрепления в вере состоит в том, чтобы получил человек обыкновение просить любую большую и маленькую вещь, которую он желает, у Вс-вышнего, и когда получит её — чтобы сразу же открыто отблагодарил Вс-вышнего за то, что Он ему даровал.

Из журнала «Мир Торы»


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.