Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Возможности слова недостаточны, чтобы объяснить, какое значение придает иудаизм этим законам, особенно поколению, которое в большинстве своем даже не знает об их существовании. Наказание, которое влечет за собой неисполнение этих законов, является наиболее убедительным доказательством их важности. Это наказание — карэт — полное исторжение из общины Исраэля, такое же, что постигает тех, кто не постится в Йом Кипур.

По важности своей законы о чистоте семьи превосходят многие и многие другие установления. «Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям» (Хафец Хаим). Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Пусть не удовольствуется читатель этим кратким и поверхностным изложением закона о чистоте семьи для того, чтобы воплотить его в жизнь. Как и в других сферах Алахи — и вообще в жизни — частности определяют успех всего предприятия. Только исполнение частностей наполняет содержанием и смыслом принципы, лежащие в основе закона.

Для того, чтобы знать положенные установления, читатель должен обратиться к книге «Шулхан Арух» или другим сочинениям, подробно излагающим и объясняющим закон в форме доступной и ясной.

Приправа к пище

То, что я попробовал изложить в настоящем труде, относится к категории «таамэй а-мицвот» — объяснению заповедей. Мы не в силах проникнуть в замысел Создателя, давшего нам заповеди, поскольку это неизмеримо выше нашего разумения, кроме того, пытаясь проникнуть в этот замысел, мы проявляем недопустимую дерзость. И, однако, то, что мы действительно пытаемся понять, — это не то, почему повелел нам Создатель исполнять эти законы (заповеди), а то, что именно Он хотел, чтобы мы поняли из них, иными словами, какова польза от этих законов в различных сферах жизни. Мы пытаемся понять смысл заповеди, однако, ни в коем случае не дозволено нам подменять поиски подобного рода поисками и размышлениями над непостижимым замыслом Творца. Само собой разумеется, что законы не зависят от смысла, который мы в них открываем. Для того, чтобы закон стал законом, он должен быть независим от нашей логики. «Таамэй а-мицвот» — в дословном переводе «вкус заповедей», т.е. их свойства в соответствии с тем, что мы «раскусили» в них: перевод «смысл заповедей» — вспомогательный и неточный. И это следует иметь в виду, когда мы начинаем искать «смысл» заповеди о чистоте семьи: исследуя смысл религиозных установлений, — мы тем самым пытаемся присовокупить к нашей духовной пище некую приправу, имеющую назначение «ублажить» наш вкус.

Однако нам ни в коем случае не разрешено подменить этой приправой основную нашу духовную пищу, т.е. еврейские заповеди в том виде, в каком они осуществляются на деле. На протяжении нашей истории предпринимались неудачные попытки «дополнить» и подменить закон различными логическими построениями, при этом подлинный, духовный смысл заповедей полностью игнорировался. Закон должен оставаться совершенно независимым от тех ценностей, смыслов и намерений, которые, по нашему мнению, мы в нем открыли.