Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Смысл заповедей, Законы семейной чистоты, Норман Лем
Возможности слова недостаточны, чтобы объяснить, какое значение придает иудаизм этим законам, особенно поколению, которое в большинстве своем даже не знает об их существовании. Наказание, которое влечет за собой неисполнение этих законов, является наиболее убедительным доказательством их важности. Это наказание — карэт — полное исторжение из общины Исраэля, такое же, что постигает тех, кто не постится в Йом Кипур.
По важности своей законы о чистоте семьи превосходят многие и многие другие установления. «Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям» (Хафец Хаим). Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Пусть не удовольствуется читатель этим кратким и поверхностным изложением закона о чистоте семьи для того, чтобы воплотить его в жизнь. Как и в других сферах Алахи — и вообще в жизни — частности определяют успех всего предприятия. Только исполнение частностей наполняет содержанием и смыслом принципы, лежащие в основе закона.
Для того, чтобы знать положенные установления, читатель должен обратиться к книге «Шулхан Арух» или другим сочинениям, подробно излагающим и объясняющим закон в форме доступной и ясной.
Приправа к пище
То, что я попробовал изложить в настоящем труде, относится к категории «таамэй а-мицвот» — объяснению заповедей. Мы не в силах проникнуть в замысел Создателя, давшего нам заповеди, поскольку это неизмеримо выше нашего разумения, кроме того, пытаясь проникнуть в этот замысел, мы проявляем недопустимую дерзость. И, однако, то, что мы действительно пытаемся понять, — это не то, почему повелел нам Создатель исполнять эти законы (заповеди), а то, что именно Он хотел, чтобы мы поняли из них, иными словами, какова польза от этих законов в различных сферах жизни. Мы пытаемся понять смысл заповеди, однако, ни в коем случае не дозволено нам подменять поиски подобного рода поисками и размышлениями над непостижимым замыслом Творца. Само собой разумеется, что законы не зависят от смысла, который мы в них открываем. Для того, чтобы закон стал законом, он должен быть независим от нашей логики. «Таамэй а-мицвот» — в дословном переводе «вкус заповедей», т.е. их свойства в соответствии с тем, что мы «раскусили» в них: перевод «смысл заповедей» — вспомогательный и неточный. И это следует иметь в виду, когда мы начинаем искать «смысл» заповеди о чистоте семьи: исследуя смысл религиозных установлений, — мы тем самым пытаемся присовокупить к нашей духовной пище некую приправу, имеющую назначение «ублажить» наш вкус.
Однако нам ни в коем случае не разрешено подменить этой приправой основную нашу духовную пищу, т.е. еврейские заповеди в том виде, в каком они осуществляются на деле. На протяжении нашей истории предпринимались неудачные попытки «дополнить» и подменить закон различными логическими построениями, при этом подлинный, духовный смысл заповедей полностью игнорировался. Закон должен оставаться совершенно независимым от тех ценностей, смыслов и намерений, которые, по нашему мнению, мы в нем открыли.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»