Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Большая часть этих двух глав посвящена законам «царат». Рамбам (в конце законов «Тумат Царат») пишет, что это общее название для разных и не похожих друг на друга вещей. «Царат», появляющаяся на коже человека, определяется тем, что кожа человека меняется и приобретает определённые цвета, белых оттенков, «царат», появляющиеся на покрытых волосами частях тела — борода и голова, определяется выпадением части волос и изменением их цвета. «Царат» появляющаяся на одежде или на доме, тоже определяется цветами. Эти язвы «царат» на одежде и доме, сверхъестественная вещь, являющаяся знаком и знамением для народа Израиля, для того чтобы предостеречь их от злоязычия. Они постепенно подбирались к человеку от дома к одежде, от одежды к телу. Так как человек, сказавший злоязычие — язвы появлялись на его доме. Если раскаивался проходили. Если же продолжал злодействовать — дом разбивался, в качестве способа его очистить. Если продолжал злодействовать — язвы появлялись на кожаных предметах в доме, которые использовались для возлежания на них. Если раскаивался они проходили. Если продолжал злодействовать — они сжигались, как единственный способ их очищения. Если продолжал злодействовать — язвы покрывали его одежду, если раскаивался они проходили. Если продолжал свои злодеяния — язвы покрывали тело человека. И так до тех пор, пока это не открывалось публично, и он не оказывался в одиночестве, чтобы не предавался беседам злодеев — насмешкам и злоязычию.

Сказано в стихе (Ваикра 13:45-46): «и этот “прокажённый”, на ком язва, его одежды разорваны будут (как в трауре), и отпущены волосы головы, и поверх усов себя окутает, и “скверна, скверна” будет кричать. Все дни, которые язва на нём будет нечистым, нечист он, в отшельничестве сидеть будет, вне стана — пристанище его». Раши приводит комментарий мидраш-алаха (Торат Коаним), что он сам называет себя нечистым, чтобы остерегались приближаться к нему. А в мидраше (Ваикра Раба 16) сказано, что Всевышний не хочет, чтобы хвала доставалась злодею, и поэтому… «скверна, скверна будет назван». Отсюда слышно, что «скверна» его называли другие.

На первый взгляд, сказанное здесь противоречит тому, что выучили мудрецы из Торы в другом месте. Почему здесь используются такие резкие слова — «скверна»? Ведь в геморе (трактат Псахим 3) сказано: пусть никогда не произносит человек, презренных слов, как следует из того, что в стихе, рассказывающем о приходе не чистых животных в ковчег Ноаха. Ведь стих специально изменил восемь букв и написал (Берейшит 7:8): «и от животных, которые не чисты», вместо того, чтобы сказать «от скверных животных».

И действительно, есть несколько ответов на этот вопрос.

Раши в комментарии на гемору пишет, что несмотря на то, что есть много мест, где в Торе сказано «скверна», почему же именно здесь сказано «не чистые». Раши говорит, что в одном месте было допущено изменение, чтобы научить нас использовать чистую речь.

Рабейну Йона («Шаарей тшува», Шаар шлаши, п. 230) пишет, что поскольку в то время нечистые животные были разрешены в пищу, но не годились для принесения в жертву, поэтому только из-за этой непригодности, называть скверными животных, пригодных в пищу — не красиво. И поэтому это изменение было именно в рассказе о Ноахе.

«Бааль аМеор» пишет, наоборот, что именно в нашей главе есть причина сказать резко. Причина в том, что для того, чтобы сказать закон и предостеречь от нечистоты, назвать скверну — скверной, не может быть некрасиво, поскольку речь идёт о законе, а он должен быть сказан чётко. В отличие от этого, сказанное о Ноахе, всего лишь рассказ, в котором необходимо соблюсти чистоту речи.

Определения нечистоты

Рав Хаим Соловейчик из Бриска доказывает, что сам человек, дом, или одежда, покрытая язвой «царат», являются источником нечистоты (правда в одежде, кроме этого есть ещё и аспект принятия нечистоты, а не только её источника).

Итак, рав Хаим доказывает это следующим образом: есть закон, что миква может быть построена или под открытым небом, например, яма с дождевой водой, или в здании, так как дом не принимает нечистоту. Миква не может быть переносимым предметом; ванной или тазом, поскольку они способны принимать нечистоту. И тогда возникает вопрос: почему можно сделать очищающую микву в здании? Ведь дом принимает нечистоту от язв «царат»! Почему при строительстве миквы нет проблемы из-за того, что она была создана посредством вещи (то есть здания), которое само способно принимать нечистоту, а ведь такая миква не пригодна и не обладает способностью очистить?! Из этого рав Хаим делает противоположный вывод: здание становится нечистым из-за возникновения на нём этой язвы не из-за того, что оно принимает нечистоту, а наоборот, само здания становится источником нечистоты при возникновении на нём этих язв. И всё то время, пока на нём не возникает язв «царат» — не является источником нечистоты. Однако, никогда здание не обладает свойством принимать нечистоту: оно, или чисто, или, наоборот, является источником нечистоты, — и поэтому пригодно для построения миквы.

Об «расчёске льна», то есть о уже расщеплённом стебле льна, из которого в последующем сделают нить, сказано в геморе, что это не пригодно для использования покрытия шалаша — сукки в праздник Суккот. Поскольку «расчёски льна» обладают свойством принимать нечистоту от язвы «царат», поэтому не годятся для покрытия шалаша, как и всё то, что обладает способностью принимать нечистоту. Получается, что материал или уже готовая одежда, не только является источником нечистоты из-за язв на ней, но и, в отличие от здания, принимает нечистоту. Доказательством тому служит то, что в заключение очищения от нечистоты язв «царат», что материал или одежду необходимо после специального очищения, как и после любого другого вида «царат», необходимо ещё и окунуть в воды миквы. Следовательно, этот материал не только являлся источником нечистоты, а после исчезновения язв, то есть тогда, когда перестал перестал быть источником нечистоты, остался предметом, получившим нечистоту, которая очищается в микве.

Человек, покрывшийся язвами «мецоры», уподоблен в Торе мертвому телу, также являющемуся источником нечистоты. Рав Хаим задаётся вопросом: только лишь его язвы подобны мертвому в том, что являются источником нечистоты, или же он сам, из-за появления язв на нём, подобен умершему, и сам является таким же источником нечистоты? Ответ на свой вопрос рав Хаим находит в Рамбаме, написавшем, что одежда, покрытая язвами, подобна человеку, покрытому язвами, а человек покрытый язвами, подобен мертвому телу. Следовательно, сам «мецора» — подобен мёртвому и является источником нечистоты, а не только его язвы.

Вывод

Мне кажется, что есть параллель между сказанным выше от имени рав Хаима и тем, что Тора разрешает назвать здесь резкими словами — «скверна» человека, покрытого язвами «царат», поскольку его злое нутро вырывающиеся наружу, причем не однажды, а настойчиво продолжает говорить зло о других, не взирая на предупреждения Свыше — сам является источником скверны. Так же, сам дом, одежа и сам покрытый язвами как являются источником ритуальной нечистоты и скверны. Такой человек, не просто однажды оговорился и рассказал что-то дурное о другом, это его постоянное занятие, поэтому он сам источник распространения скверны. И должен быть назван своим именем, чтобы остерегались его. Он не как тот аспект в одежде, где мы сказали, что она принимает нечистоту, а сам является её источником.