Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Настоящее счастье — это то, что чувствует человек, когда делает то, что должен.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Большая часть этих двух глав посвящена законам «царат». Рамбам (в конце законов «Тумат Царат») пишет, что это общее название для разных и не похожих друг на друга вещей. «Царат», появляющаяся на коже человека, определяется тем, что кожа человека меняется и приобретает определённые цвета, белых оттенков, «царат», появляющиеся на покрытых волосами частях тела — борода и голова, определяется выпадением части волос и изменением их цвета. «Царат» появляющаяся на одежде или на доме, тоже определяется цветами. Эти язвы «царат» на одежде и доме, сверхъестественная вещь, являющаяся знаком и знамением для народа Израиля, для того чтобы предостеречь их от злоязычия. Они постепенно подбирались к человеку от дома к одежде, от одежды к телу. Так как человек, сказавший злоязычие — язвы появлялись на его доме. Если раскаивался проходили. Если же продолжал злодействовать — дом разбивался, в качестве способа его очистить. Если продолжал злодействовать — язвы появлялись на кожаных предметах в доме, которые использовались для возлежания на них. Если раскаивался они проходили. Если продолжал злодействовать — они сжигались, как единственный способ их очищения. Если продолжал злодействовать — язвы покрывали его одежду, если раскаивался они проходили. Если продолжал свои злодеяния — язвы покрывали тело человека. И так до тех пор, пока это не открывалось публично, и он не оказывался в одиночестве, чтобы не предавался беседам злодеев — насмешкам и злоязычию.

Сказано в стихе (Ваикра 13:45-46): «и этот “прокажённый”, на ком язва, его одежды разорваны будут (как в трауре), и отпущены волосы головы, и поверх усов себя окутает, и “скверна, скверна” будет кричать. Все дни, которые язва на нём будет нечистым, нечист он, в отшельничестве сидеть будет, вне стана — пристанище его». Раши приводит комментарий мидраш-алаха (Торат Коаним), что он сам называет себя нечистым, чтобы остерегались приближаться к нему. А в мидраше (Ваикра Раба 16) сказано, что Всевышний не хочет, чтобы хвала доставалась злодею, и поэтому… «скверна, скверна будет назван». Отсюда слышно, что «скверна» его называли другие.

На первый взгляд, сказанное здесь противоречит тому, что выучили мудрецы из Торы в другом месте. Почему здесь используются такие резкие слова — «скверна»? Ведь в геморе (трактат Псахим 3) сказано: пусть никогда не произносит человек, презренных слов, как следует из того, что в стихе, рассказывающем о приходе не чистых животных в ковчег Ноаха. Ведь стих специально изменил восемь букв и написал (Берейшит 7:8): «и от животных, которые не чисты», вместо того, чтобы сказать «от скверных животных».

И действительно, есть несколько ответов на этот вопрос.

Раши в комментарии на гемору пишет, что несмотря на то, что есть много мест, где в Торе сказано «скверна», почему же именно здесь сказано «не чистые». Раши говорит, что в одном месте было допущено изменение, чтобы научить нас использовать чистую речь.

Рабейну Йона («Шаарей тшува», Шаар шлаши, п. 230) пишет, что поскольку в то время нечистые животные были разрешены в пищу, но не годились для принесения в жертву, поэтому только из-за этой непригодности, называть скверными животных, пригодных в пищу — не красиво. И поэтому это изменение было именно в рассказе о Ноахе.

«Бааль аМеор» пишет, наоборот, что именно в нашей главе есть причина сказать резко. Причина в том, что для того, чтобы сказать закон и предостеречь от нечистоты, назвать скверну — скверной, не может быть некрасиво, поскольку речь идёт о законе, а он должен быть сказан чётко. В отличие от этого, сказанное о Ноахе, всего лишь рассказ, в котором необходимо соблюсти чистоту речи.

Определения нечистоты

Рав Хаим Соловейчик из Бриска доказывает, что сам человек, дом, или одежда, покрытая язвой «царат», являются источником нечистоты (правда в одежде, кроме этого есть ещё и аспект принятия нечистоты, а не только её источника).

Итак, рав Хаим доказывает это следующим образом: есть закон, что миква может быть построена или под открытым небом, например, яма с дождевой водой, или в здании, так как дом не принимает нечистоту. Миква не может быть переносимым предметом; ванной или тазом, поскольку они способны принимать нечистоту. И тогда возникает вопрос: почему можно сделать очищающую микву в здании? Ведь дом принимает нечистоту от язв «царат»! Почему при строительстве миквы нет проблемы из-за того, что она была создана посредством вещи (то есть здания), которое само способно принимать нечистоту, а ведь такая миква не пригодна и не обладает способностью очистить?! Из этого рав Хаим делает противоположный вывод: здание становится нечистым из-за возникновения на нём этой язвы не из-за того, что оно принимает нечистоту, а наоборот, само здания становится источником нечистоты при возникновении на нём этих язв. И всё то время, пока на нём не возникает язв «царат» — не является источником нечистоты. Однако, никогда здание не обладает свойством принимать нечистоту: оно, или чисто, или, наоборот, является источником нечистоты, — и поэтому пригодно для построения миквы.

Об «расчёске льна», то есть о уже расщеплённом стебле льна, из которого в последующем сделают нить, сказано в геморе, что это не пригодно для использования покрытия шалаша — сукки в праздник Суккот. Поскольку «расчёски льна» обладают свойством принимать нечистоту от язвы «царат», поэтому не годятся для покрытия шалаша, как и всё то, что обладает способностью принимать нечистоту. Получается, что материал или уже готовая одежда, не только является источником нечистоты из-за язв на ней, но и, в отличие от здания, принимает нечистоту. Доказательством тому служит то, что в заключение очищения от нечистоты язв «царат», что материал или одежду необходимо после специального очищения, как и после любого другого вида «царат», необходимо ещё и окунуть в воды миквы. Следовательно, этот материал не только являлся источником нечистоты, а после исчезновения язв, то есть тогда, когда перестал перестал быть источником нечистоты, остался предметом, получившим нечистоту, которая очищается в микве.

Человек, покрывшийся язвами «мецоры», уподоблен в Торе мертвому телу, также являющемуся источником нечистоты. Рав Хаим задаётся вопросом: только лишь его язвы подобны мертвому в том, что являются источником нечистоты, или же он сам, из-за появления язв на нём, подобен умершему, и сам является таким же источником нечистоты? Ответ на свой вопрос рав Хаим находит в Рамбаме, написавшем, что одежда, покрытая язвами, подобна человеку, покрытому язвами, а человек покрытый язвами, подобен мертвому телу. Следовательно, сам «мецора» — подобен мёртвому и является источником нечистоты, а не только его язвы.

Вывод

Мне кажется, что есть параллель между сказанным выше от имени рав Хаима и тем, что Тора разрешает назвать здесь резкими словами — «скверна» человека, покрытого язвами «царат», поскольку его злое нутро вырывающиеся наружу, причем не однажды, а настойчиво продолжает говорить зло о других, не взирая на предупреждения Свыше — сам является источником скверны. Так же, сам дом, одежа и сам покрытый язвами как являются источником ритуальной нечистоты и скверны. Такой человек, не просто однажды оговорился и рассказал что-то дурное о другом, это его постоянное занятие, поэтому он сам источник распространения скверны. И должен быть назван своим именем, чтобы остерегались его. Он не как тот аспект в одежде, где мы сказали, что она принимает нечистоту, а сам является её источником.


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.