Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Мукце, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Нолад, т.е. родившиеся, появившееся на свет заново и не существовавшее до начала шабата, например золу от сожженных неевреем в шабат дров (даже если он сжег их для себя), запрещается перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ей или ее местом143. Некоторые утверждают, что и снесенное в шабат яйцо, и надоенное в шабат молоко включаются в эту категорию. Но предмет, который уже существовал до шабата и в шабат только изменился, как например, разбившаяся посуда или кости, отделённые от мяса, хотя есть устрожающие и запрещающие их перемещение в йом тов как нолад, в шабат этот запрет к ним не относят145.
Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата. Например, запретили переносить в шабат скамью, из которой выпала ножка, поскольку опасались, что если разрешить перенос такой скамьи, придут к тому, чтобы ее починить. И также запретили перемещать одежду, влажную настолько, что она способна намочить руку (см. выше мелаху отбеливания), чтобы не пришли к выжиманию, нарушив тем самым, запрет отбеливания147. (А если одежда имела такую степень влажности в сумерки, даже если после этого в середине шабата она высохла, ее по-прежнему будет запрещено перемещать, поскольку «то, что сделалось мукце в сумерки…», и следует спросить раввина, см. источники.)
Наши мудрецы также придали статус мукце нескольким вещам, предназначенным для исполнения заповедей, назвав их «отделёнными для заповедей». Так в Суккот запретили получать выгоду от покрытия сукки (схаха), от щитов, из которых сделаны ее стены, и от украшений сукки150. Также установили запрет на получение выгоды из остатков ханукального масла151. Этот вид мукце отличается от прочих мукце тем, что в основе его лежит запрет извлечения выгоды, который действует и в будни. И запрещено их перемещать в шабат и йом тов, поскольку сейчас у них нет никакого применения (потому что запрещено извлекать из них выгоду), соответственно, они получают статус мукце мехамат гуфо.
Запретили ставить сосуд под мукце таким образом, что если мукце упадет в сосуд, этот сосуд будет запрещено перемещать. Это называется «вывести сосуд из употребления». Причина запрета в том, что такое действие подобно разрушению сосуда, ибо мы лишаем его функции, к которой он был готов изначально: до сих пор сосуд можно было перемещать, а сейчас, когда внутри него находится запрещённый предмет, перемещать его запрещено. И понятно, что это так, только если сосуд запрещен к перемещению по причине находящегося внутри него мукце (пусть и на короткое время). Однако если сосуд все еще разрешается перемещать, например потому, что в нем лежит и разрешённый к перемещению предмет (или если можно сразу вытряхнуть мукце из него), нет здесь запрета159. Поэтому запрещается ставить тарелочку под капающим масляным светильником, чтобы собирать масло (если только не положили в нее предмет, который разрешено перемещать). Ибо сейчас, когда в тарелочку накапало масло, ее будет запрещено перемещать, и получается, что ее «вывели из употребления», к которому она была пригодна вначале.
Иногда разрешают попросить нееврея переместить мукце. Также при наличии больного (см. ниже) или в случае денежного убытка есть авторитеты, разрешающие иногда передвигать мукце и самому. Во всех этих случаях следует спросить раввина.