Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата.

Нолад (родившееся)

Нолад, т.е. родившиеся, появившееся на свет заново и не существовавшее до начала шабата, например золу от сожженных неевреем в шабат дров (даже если он сжег их для себя), запрещается перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ей или ее местом143. Некоторые утверждают, что и снесенное в шабат яйцо, и надоенное в шабат молоко включаются в эту категорию. Но предмет, который уже существовал до шабата и в шабат только изменился, как например, разбившаяся посуда или кости, отделённые от мяса, хотя есть устрожающие и запрещающие их перемещение в йом тов как нолад, в шабат этот запрет к ним не относят145.

Мукце мехамат исур (по причине запрета)

Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата. Например, запретили переносить в шабат скамью, из которой выпала ножка, поскольку опасались, что если разрешить перенос такой скамьи, придут к тому, чтобы ее починить. И также запретили перемещать одежду, влажную настолько, что она способна намочить руку (см. выше мелаху отбеливания), чтобы не пришли к выжиманию, нарушив тем самым, запрет отбеливания147. (А если одежда имела такую степень влажности в сумерки, даже если после этого в середине шабата она высохла, ее по-прежнему будет запрещено перемещать, поскольку «то, что сделалось мукце в сумерки…», и следует спросить раввина, см. источники.)

Укца лемицвато (отделённое для заповедей)

Наши мудрецы также придали статус мукце нескольким вещам, предназначенным для исполнения заповедей, назвав их «отделёнными для заповедей». Так в Суккот запретили получать выгоду от покрытия сукки (схаха), от щитов, из которых сделаны ее стены, и от украшений сукки150. Также установили запрет на получение выгоды из остатков ханукального масла151. Этот вид мукце отличается от прочих мукце тем, что в основе его лежит запрет извлечения выгоды, который действует и в будни. И запрещено их перемещать в шабат и йом тов, поскольку сейчас у них нет никакого применения (потому что запрещено извлекать из них выгоду), соответственно, они получают статус мукце мехамат гуфо.

Меватель кли миейхано (выводить сосуд из употребления)

Запретили ставить сосуд под мукце таким образом, что если мукце упадет в сосуд, этот сосуд будет запрещено перемещать. Это называется «вывести сосуд из употребления». Причина запрета в том, что такое действие подобно разрушению сосуда, ибо мы лишаем его функции, к которой он был готов изначально: до сих пор сосуд можно было перемещать, а сейчас, когда внутри него находится запрещённый предмет, перемещать его запрещено. И понятно, что это так, только если сосуд запрещен к перемещению по причине находящегося внутри него мукце (пусть и на короткое время). Однако если сосуд все еще разрешается перемещать, например потому, что в нем лежит и разрешённый к перемещению предмет (или если можно сразу вытряхнуть мукце из него), нет здесь запрета159. Поэтому запрещается ставить тарелочку под капающим масляным светильником, чтобы собирать масло (если только не положили в нее предмет, который разрешено перемещать). Ибо сейчас, когда в тарелочку накапало масло, ее будет запрещено перемещать, и получается, что ее «вывели из употребления», к которому она была пригодна вначале.

Просьба к нееврею и другие разрешения в законах мукце

Иногда разрешают попросить нееврея переместить мукце. Также при наличии больного (см. ниже) или в случае денежного убытка есть авторитеты, разрешающие иногда передвигать мукце и самому. Во всех этих случаях следует спросить раввина.


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.