Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Мукце, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Запрещается нести младенца, в руках которого находится мукце. Это приравнивается к перемещению мукце собственными руками. И даже если младенец будет кричать, нет разрешения нести его вместе с мукце, и необходимо сперва освободить его от мукце (если только нет опасения, что младенец от этого заболеет)128.
(Мы могли бы уподобить такую ситуацию с вопящим младенцем, не желающим расставаться с мукце, закону опосредованного переноса, поскольку и здесь не перемещают мукце явным образом, но перенося младенца. И, на первый взгляд, кажется, что это делается ради разрешённого к переносу предмета (в конце концов, целью здесь является перемещение младенца) и также невозможно стряхнутьмукце и т.д. Но уже пришёл один мудрец и пояснил, что в этом случае родитель имеет интерес оставить мукце в руках младенца, чтобы тот не кричал. И получается, что, перенося младенца, имеют в виду и перемещение мукце с ним, так что в результате мы имеем опосредованное перемещение мукце для нужд запрещённого предмета.) Общее правило: всякий раз, когда действие перемещения можно отнести также и к мукце, опосредованное перемещение запрещено. Если же это не так, мы не считаем такое перемещение перемещением мукце, и оно разрешено.
Есть еще вид перемещения мукце, при котором облегчают больше по сравнению с опосредованным перемещением. Его называют «перемещением телом», и, как мы уже писали выше, это такой вид перемещения, который в других мелахот и запретах шабата называется неудобным (килеахар яд) или изменённым (шинуй) способом131. И как в остальных запретах шабата облегчают, если действие совершается неудобным или изменённым способом, так и в отношении мукце облегчают, если его перенос совершается неудобным или изменённым способом. Более того, облегчили до того, что такой перенос вообще не сочли за перенос132 и разрешили изначально перемещать мукце изменённым способом, не разделяя при этом, делается такое перемещение для нужд мукце или нет. (Тем не менее есть устрожающие в перемещении телом, которые облегчают только в случае, когда перемещение совершается ради разрешённого предмета.) Что такое «перемещение телом»? Если в будни перемещаютмукце рукой, тогда в шабат разрешают перемещать его ногой или локтями. Поэтому, если находят мукце на полу и опасаются, что оно пропадет и т.п., разрешается подвинуть его ногой в укромное место. Т.е., поскольку обычно этот предмет не перемещают ногой, это считается неудобным перемещением и изменённым способом. (И хотя по основному смыслу закона разрешают любое перемещение телом и не обязывают при этом предотвращение ущерба, тем не менее когда нет большой необходимости, правильнее не пользоваться этим разрешением.)
Тот, кто забылся и взял мукце в руки, если он понесёт ущерб, выбросив его немедленно, следует разрешить ему донести мук-це до места, где сможет его спрятать, чтобы избежать убытка. Если же он не понесёт убытка, тогда различают между мукце, которое всегда запрещено перемещать, даже для того, чтобы воспользоваться его корпусом или местом, и мукце, которое разрешено перемещать, чтобы воспользоваться его корпусом или его местом. Т.е. мукце мехамат хэсрон кис (по причине убытка) и мукце мехамат гуфо, запрещённые к любому перемещению, необходимо выбросить немедленно, когда поймет, что находится в его руках и запрещается нести его дальше. Кли шемелахто леисур (предмет, предназначенный для запре-щённой мелахи), который разрешено перемещать, чтобы воспользоваться его корпусом или занимаемым им местом, разрешается донести до места, где его можно спрятать. Тем не менее правильно будет положить его в первом же подходящем месте. А еслимукце попало в руки разрешённым способом, например, когда воспользовались предметом, предназначенным для запрещённой мелахи, всегда можно разрешить отнести его в любое желаемое место.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?