Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы установили эрувей тхумин для того, кому необходимо достичь определённого места, чтобы исполнить заповедь, а он не может туда добраться, так как это место находится за пределами его субботнего тхума.

10. Эрувей тхумин

Чтобы облегчить нам устройство эрува, мудрецы разрешили делать его без того, чтобы обязывать человека проводить все время сумерек в «новом месте проведения шабата». Они разрешили вместо этого класть перед наступлением шабата в этой точке еду, и можно это сделать также через посланца. (См. ниже, что именно он должен там положить.) Такой эрув равен «эруву ногами»: он тоже приобретает для человека 2000 амот во все стороны от места его расположения. И при этом способе нельзя положить его дальше, чем 2000 амот от его дома. Но если вышло так, закон будет иным: поскольку сам он встречает шабат в своем доме, он вообще не приобретает себе нового «места проведения шабата» в точке расположения эрува. Тем не менее в одном отношении такой способ позволяет некоторое облегчение: если человек положил эрув дальше 2000 амот от своего дома, но это место находится в пределах его города (и ночевать он будет дома), разрешается положиться на этот эрув, поскольку при наступлении шабата он не находился в месте эрува.

11. Что следует взять для такого эрува

Следует взять хлеба в количестве, достаточном для двух трапез, или лифтан (т.е. то, что едят вместе с хлебом: мясо, рыбу или даже уксус, в который макают хлеб) тоже в количестве, достаточном для двух трапез. Следует положить такое количество еды для каждого человека, желающего участвовать в устройстве этого эрува (и для каждого из домочадцев, кроме детей моложе семи лет, которые включаются в эрув своей матери). Возможно также приобрести долю в эруве другого человека. Необходимо, чтобы эрув просуществовал, по крайней мере, все время сумерек и находился в месте, откуда его можно было бы при желании взять и съесть (см. подробности в Шуль-хан арухе).

12. Как делают эрув

В момент, когда кладут эрув, благословляют «…аль мицват эрув», подобно эруву хацерот (объединению нескольких индивидуальных владений в одно) и эруву тавшилин (позволяющему варить для шабата в приходящийся на его канун йом тов). И как там за благословением следует объяснение сущности процедуры, так и здесь, устраивая эрув тхумин, следует сказать, что посредством этого эрува разрешается ему в шабат идти 2000 амот во все стороны от места его положения. А посланник должен сказать, что это разрешается пославшему его. Все это, когда делают эрув посредством положения еды, но, делая «эрув ногами», не благословляют. И даже достаточно, если только думает, что хочет сделать это место «местом проведения шабата».

13. Для каких нужд установили мудрецы заповедь эрува

Наши мудрецы установили эрувей тхумин для того, кому необходимо достичь определённого места, чтобы исполнить заповедь, а он не может туда добраться, так как это место находится за пределами его субботнего тхума; и только путем устройства эрува он может туда дойти. Поэтому эрув следует устраивать только для нужд исполнения заповеди, чтобы молиться в миньяне, участвовать в заповеданной трапезе (сеудат мицва) и т.д.. Все это изначально. Однако постфактум, даже если устроили эрув не для нужд исполнения заповеди, эрув действителен, и разрешается воспользоваться им даже не для нужд заповеди. Этот закон относится только к тому, кто устраивает эрув посредством еды. Но устраивающему «эрув ногами» разрешается делать его не только для заповедей, но и для других нужд.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.