Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цвика был одним из тех, чье сердце открылось и услышало эти позывные; он начал прислушиваться, всматриваться, искать смысл жизни, и в конце концов приблизился к волшебному миру Торы.

У Всевышнего есть много способов пробудить человека от ежедневной рутины, заставить его понять, что мир существует не сам по себе, что есть обязанность у каждого человека, и есть цель у всего творения.

Цвика был одним из тех, чье сердце открылось и услышало эти позывные; он начал прислушиваться, всматриваться, искать смысл жизни, и в конце концов приблизился к волшебному миру Торы. Увлекательные уроки, тфиллин, Суббота… Шаг за шагом, медленно, но верно открывал он для себя новые аспекты еврейской жизни.

Цвика жил в одном из сельскохозяйственных поселений (мошав) в долине Иордана. Помимо основной своей работы — земледелия — он также принимал активное участие в местной политической жизни. Он обладал заметными лидерскими чертами, а также упорством, решительностью и твердостью духа. Эти качества помогли ему выдержать все перешептывания за своей спиной, еще когда только появилась кипа на его голове. Было все: и уговоры, и споры, но Цвика продолжал твердо идти своей дорогой.

Шел 5739 (1979) год. Однажды в Шабат во время чтения Торы Цвика услышал о заповеди шмиты. «Вот особая заповедь для земледельцев, о которой горожане имеют очень слабое представление», — подумал он. Сразу после молитвы он подошел к раввину и стал расспрашивать его о заповеди шмиты и о времени ее выполнения. «Следующий, 5740-й год — год шмиты», — ответил рав и вкратце перечислил основные законы субботнего года, не пытаясь утаить трудности, с которыми может столкнуться каждый крестьянин, желающий соблюсти эти законы. Но Цвику это не отпугнуло — даже наоборот, воодушевило: он воспринял ожидающие его трудности как вызов.

Когда соседи Цвики узнали о его решении соблюдать шмиту по всем правилам, их реакция была предсказуема: «С ума сошел?! Ты, такой деятельный, будешь целый год спокойно наблюдать, как твой участок зарастает колючками?» Другой сосед уверенно произнес: «Не волнуйтесь, в первую же неделю это пройдет. Вот увидите…» Нельзя сказать, что Цвика был совершенно спокоен, но и вполне объяснимый страх перед неизведанным не мог пошатнуть его уверенность в правильности сделанного выбора. Качество упования на Всевышнего, над которым он усиленно работал, помогало ему подготовиться к неизбежным изменениям в привычном образе жизни.

Год шмиты наступил. Соседи, ежедневно выходящие на свои поля, смотрели на Цвику с жалостью. Один даже завел привычку приветствовать его каждое утро неизменным «Шабат шалом, Цвика!»

А Цвика… «Суббота земли» протяженностью в 365 дней оказалась очень тяжела для потомственного земледельца, привыкшего каждое утро вставать для тяжелой работы в поле, с нетерпением ожидать дождя, с удовлетворением наблюдать за первыми ростками. Да еще когда все вокруг пашут, боронят, сеют… Не раз посещала его мысль: «Все, больше не могу, завтра же завожу трактор!», но всякий раз ему удавалось ее преодолеть немалым усилием воли. Освободившееся время он стал посвящать изучению Торы, все больше погружаясь в новый, удивительный, прекрасный мир. Здесь он вспахивал, сеял, взращивал и пожинал плоды. С каким чувством теперь произносил он слова молитвы: «…И вечную жизнь посадил в нас, Он откроет наши сердца для Своей Торы…»!

Однажды пришли к нему друзья с предложением: «Если ты все равно не работаешь, так хоть сдай нам в аренду свою технику, зря простаивает, да и ты что-то выиграешь». — «Я спрошу раввина». — «Уф, вы, религиозные, как полиция — только выполняете приказы!»

Раввин высказался однозначно: «Запрещено! Это способствует нарушению запрета другими».

А на что жить? У Всевышнего нет недостатка в возможностях прокормить человека. Еще в начале года Цвике предложили должность главного завхоза, которая позволила ему продержаться в этот год.

А у соседей тем временем не все шло гладко. Сельское хозяйство в долине Иордана делало свои первые шаги, земледельцы на своем горьком опыте учились распознавать, какие культуры и в какие сроки могут расти в этом жарком районе. В ту зиму им пришлось особенно тяжело… Цвика сочувствовал своим соседям, которые несли тяжелые убытки. Но еще больнее ему было от мысли, что они сами лишили себя возможности выполнить величайшую заповедь, и их потери являлись прямым следствием ее нарушения. А он в то же время был спасен от убытков благодаря соблюдению шмиты.

Год шмиты подходил к концу. В элуле обычная летняя жара начала спадать, и жители мошава с удвоенной энергией принялись готовиться к новому рабочему году. Только Цвика по-прежнему был погружен в учебу — ведь до конца субботнего года запрещены любые подготовительные работы.

Прошли осенние праздники, и наконец-то наступило время, когда нужно было возобновлять полевые работы. За прошедший год земля заросла сорняками, и Цвика энергично принялся за подготовку поля. С удовольствием садился он в кабину трактора, глубоко вдыхая запах свежевспаханной земли. Вскоре все сорняки были убраны, поле вспахано и готово к посеву.

И здесь Цвику ожидал неприятный сюрприз. Сказалось его отсутствие опыта в соблюдении шмиты и в правильной подготовке к восьмому году. В те годы план посевов определял Сохнут, и он же выдавал семена; крестьяне не могли растить у себя те или иные культуры по своему усмотрению. И теперь Цвика стоял перед равнодушным чиновником, который объяснял ему с издевкой: «Сейчас ты явился за семенами? Уже зима в разгаре, никаких семян не осталось, ничем не могу помочь…»

Цвика не мог поверить, что это происходит с ним. Неужели его поле будет пустовать и в этом году, после того как в него было вложено столько усилий?! Он бросился по коридорам учреждения, лихорадочно пытаясь найти выход из этого ужасного положения. И столкнулся с одним из служащих, своим старым приятелем. Узнав о его проблеме, тот преисполнился сочувствием и пообещал посодействовать. Его усиленные поиски на складах принесли плоды, но весьма скромные: «Все, что там осталось — это несколько мешков семян сельдерея». Цвика растерянно смотрел на друга: «Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Этим точно нет смысла засевать весь участок». Известно, что сельдерей — это пряная зелень, и используется она в очень небольших количествах. И разумеется, все нужное количество уже прорастает на полях у других земледельцев. «Но это единственное, что мне остается», — снова подумал он, складывая мешки в кузов своего грузовика.

«Прежде всего нам необходимо позаботиться о том, чтобы убедить всех израильских хозяек варить суп с сельдереем», — сказала жена Цвики, едва он показался на пороге дома со своим приобретением. «Что мы будем со всем этим делать?»

«Это все, что есть, — повторил Цвика. — Всевышний обещал благословение тем, кто соблюдает шмиту, и разве наше дело, каким образом Он его даст?» Для большей уверенности он обратился к раввину, а тот задал этот вопрос главе поколения раву Й.-Ш. Эльяшиву: может ли земледелец рассчитывать на благословение шмиты и на восьмой год? Ответ поступил очень быстро: это благословение обещано для той эпохи, когда отмечается также юбилейный год (йовель), поэтому в наше время нельзя на него полагаться. Но если земледелец обладает полной верой, он может удостоиться видеть благословение и в наше время.

Цвика засеял все свои поля сельдереем. Потом привел в порядок пустующие земли рядом со своим участком, и засеял их также. При этом перед его мысленным взором стояла картина: его закрома доверху загружены сельскохозяйственной продукцией, с которой ему совершенно нечего делать.

С тех пор к Цвике пристало прозвище «Мар Селери» — «господин Сельдерей». «Совсем рехнулся человек», — говорили соседи. Цвика не мог выйти на улицу от стыда. Почему он действовал так необдуманно?

Наступила Ханука. На участке Цвики буйно зеленел сельдерей высотой до 1 метра 20 см, а весил такой кочан вместо положенных 600 — 700 г около 2 кг. Совершенно невиданный урожай! Таким количеством можно было прокормить весь Израиль поголовно в течение года. Во всех соседних поселениях только и говорили, что о «Мар Селери» и о его урожае: «Что он собирается делать со всем этим?». У него самого тоже не было ответа на этот вопрос. Похоже, весь этот сельдерей ожидала печальная участь — остаться в поле…

Снова и снова приходилось Цвике упражняться в вере и уповании на Всевышнего. Напоминать себе, что у Него есть много необыкновенных путей помогать людям, и в «помощи» людей для этого Он не нуждается.

Телефонный звонок нарушил тишину в доме Цвики. В трубке звучал голос его приятеля из Сохнута: «Помнишь, несколько месяцев назад я дал тебе семена сельдерея?»

«Помню ли я? — подумал Цвика, — Как же не помнить? Это теперь мое второе имя…»

«Ну, ты что-то сделал с ним?»

«Понятно, что мне еще оставалось делать. Теперь у меня десятки дунамов сплошь покрыты свежим сельдереем».

«Серьезно?!» — приятель в трубке ликовал. «У меня есть покупатели на весь твой урожай. Он стоит очень много денег. Можешь сказать, каким количеством ты располагаешь?» — «Сотни тонн» — «Купят все, до последнего стебелька. Когда можно назначить встречу?»

Цвика не выдержал: «Ты что, издеваешься? Кому нужно столько сельдерея?» — «Вовсе не издеваюсь. Убедишься в этом сам, когда получишь оплату наличными!»

Он помолчал минуту, а потом пустился в объяснения: «Как ты знаешь, по Европе неожиданно ударили сильнейшие морозы. Перемерзла вся зелень, что еще оставалась на полях. И при этом наваристый суп с сельдереем — традиционное зимнее блюдо во многих европейских странах, особенно популярное в холода. Но во всей Европе сейчас не найти даже листика сельдерея. Вот они и кинулись искать поставщиков по всему миру, готовые заплатить любую цену. Когда обратились в наше министерство сельского хозяйства, там проверили по спискам и обнаружили, что большое количество семян сельдерея было отправлено в долину Иордана. И вот я тебе звоню…»

Невероятное произошло. Цвика вспомнил все прошедшие полтора года — свое решение, колебания, безысходность, насмешки… Будто лотерейный билет, ради которого ему пришлось тяжело потрудиться, неожиданно выиграл баснословную сумму. Воспоминания унесли его к тем счастливым дням, которые он проводил над книгой. «И пошлю Я благословение… сеющий с верой в Дающего жизнь мирам…» Ни на какие богатства в мире не согласился бы он променять вкус той учебы!

Все жители мошава разделяли радость Цвики, все дружно участвовали в сборе сельдерея, который вереница грузовиков увозила прямиком в аэропорт.

Произошедшее чудо повлияло на многих, и на следующий, 5747-й, субботний год в Иорданской долине была большая группа земледельцев, соблюдающих шмиту. Для некоторых из них это послужило началом долгого пути в мир Торы и заповедей, были и такие, чьи сыновья впоследствии отправились учиться в ешивы.

По мотивам рассказов из сборника Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру