Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Злаковые, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Счет Омера, Хлеб
1. Сказано в Торе: «…и хлеба, и жареных зерен и зерен молочной спелости не ешьте до середины этого дня…», то есть: запрещено есть плоды нового урожая злаков «пяти видов» до принесения Омера, который приносили шестнадцатого Нисана1. А в те времена, когда Омер не приносится, злаки нового урожая запрещены весь этот день. Для живущих же вне Земля Израиля, которые устраивают Йом-Тов два дня, поскольку не уверены точно, на какой день он выпал, новый урожай злаков запрещен и 17-го Нисана вплоть до ночи 18-го. Злаки же, которые были посеяны и укоренились до 16-го Нисана, разрешено есть сразу после принесения этого Омера, и поэтому сразу после жатвы их можно будет есть. Если же злаки не укоренились до шестнадцатого Нисана, они будут запрещены в пищу до принесения следующего Омера.
2. По мнению многих величайших законоучителей этот запрет и вне Земли Израиля действует по словам Торы; и поэтому следует тщательно следить за посевом злаков, который иногда происходит после Песаха или непосредственно перед Песахом, из-за чего семена не успевают прорасти до 16-го Нисана (так сеют, например, ячмень и овес, в некоторых же местах = и пшеницу); урожай этих злаков запрещен в пищу до конца 17-го Нисана следующего года. (Если же эти зерна дали корни в сам день 16-го Нисана, урожай разрешен с начала ночи 17-го Нисана следующего года, поскольку, как бы ни ошибиться в дате, никак по-другому быть все равно не может). И также пиво, приготовленное из этих злаков, запрещено до окончания будущего Песаха. И также выжимки этого пива запрещены. Если же этими выжимками заквасили тесто, даже из пшеницы старого урожая, из-за этих выжимок запрещено все тесто.
Если относительно какого-либо зерна есть сомнение, старого ли оно урожая или нового — следует спросить раввина, как с ним поступить.
3. Некоторые говорят, что запрет на злаки нового урожая относится только к таким злакам, которые выросли во владении еврея, даже если само поле принадлежало нееврею, а еврей арендовал его; только к такому урожаю относится запрет есть плоды нового урожая до принесения Омера. Если же злаки были полностью во владении нееврея, запрет есть плоды нового урожая к ним не относится2. И в тяжелой ситуации многие полагаются на это мнение. При этом, как бы то ни было, на урожай, выросший во владении еврея, это разрешение никоим образом не распространяется.
Многие же спорят с этим мнением, говоря, что запрет есть плоды нового урожая до принесения Омера относится также и к нееврейским злакам. И если человек поступает согласно этому второму мнению — он заслужит благословения3.
1 А в Земле Израиля до этого дня запрещено также жать новый урожай злаков. Подробности см. Рамбам, законы Постоянных жертв и Мусафов, глава 3.
2 Относится ли это утверждение также к Земле Израиля — см. Шеелот у-Тшувот «Кнесет Йехезкель», глава 41, и «Сдэ Хемед».
3 И подобало бы и было бы правильно придерживаться этого мнения (БГ, глава 489).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?