Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
Рабанит тут же вышла из дому и поспешила на автобусную остановку. Издалека она увидела стоящую на ней домработницу и подъезжающий автобус. Рабанит ускорила шаг и замахала рукой, пытаясь привлечь внимание домработницы и дать ей знак, чтобы подождала ее и не садилась в автобус.

В доме одного известного раввина в Израиле какое-то время помогала по хозяйству иностранная работница. Рабанит была очень довольна ее качественной и добросовестной работой. Поэтому, когда в один прекрасный день домработница неожиданно сказала, что ей необходимо по личным обстоятельствам срочно покинуть Израиль и вернуться на родину, рабанит была очень расстроена. Она расплатилась с ней, думая о том, сможет ли еще найти такую хорошую помощницу, и дала ей в дорогу красивое сочное яблоко из корзины, стоявшей на кухне.

Спустя несколько минут после ухода домработницы в дом зашел рав, и рабанит рассказала ему с грустью, что домработница больше не будет к ним приходить, и вскользь упомянула также о яблоке, которое дала ей с собой.

«Ты взяла его из этой корзины?» — встревоженно спросил рав.

«Да, а что в этом плохого?»

«Плохо то, что там лежат плоды седьмого года, которые требуют особого обращения даже с их остатками, и их нельзя давать тем, кто не знает, как обращаться с ними подобающим образом!»

«Ой, я не обратила внимания! И что теперь делать?» — огорчилась рабанит.

«Может быть, она еще не уехала. Стоит поискать ее на остановке и попросить вернуть это яблоко».

Рабанит тут же вышла из дому и поспешила на автобусную остановку. Издалека она увидела стоящую на ней домработницу и подъезжающий автобус. Рабанит ускорила шаг и замахала рукой, пытаясь привлечь внимание домработницы и дать ей знак, чтобы подождала ее и не садилась в автобус. Но та, судя по всему, не заметила ее, потому что быстро поднялась по ступенькам. Рабанит пришлось бежать, и в последнюю минуту ей удалось вскочить в автобус. Она торопливо заплатила за проезд и стала пробираться к сиденью, где устроилась ее бывшая помощница.

Как только домработница увидела рабанит, она побледнела, вскочила с места и испуганно пробормотала: «Пожалуйста, не вызывайте полицию, я все верну, простите…». В то же время она дрожащими руками расстегнула свою сумку и достала оттуда… все украшения рабанит, в том числе и те, что она получила в наследство от родителей и бережно хранила, как семейные реликвии.

Рабанит приложила все усилия, чтобы скрыть изумление, и суровым голосом произнесла: «И яблоко, что я дала, тоже верни». Домработница с виноватым видом вернула яблоко.

Рабанит возвращалась домой, прокручивая этот короткий эпизод в мыслях снова и снова. Она хорошо помнила, каким странным и нелепым казалось ей бежать за уборщицей, чтобы вернуть яблоко, но желание сохранить святость шмиты помогло превозмочь неловкость и сделать то, что правильно. И в конце концов оказалось, что больше, чем она хранила шмиту, шмита оберегала ее…

По мотивам рассказов из книги «Алейну лешабеах».


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.