Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.

Вот что говорится о Вторых Скрижалях в мидраше Шмот раба 47: «Раби Берахья от имени раби Шмуэля бар Нахмани говорит: “Скрижали имели шесть тефахов (ладоней) в длину и шесть тефахов в ширину. Моше-рабейну держал два тефаха, Святой, благословен Он — два тефаха, и два тефаха остались посредине, и оттуда происходят лучи славы, исходящие от Моше”».

Мудрецы имели в виду, что эти Скрижали обладали тремя различными свойствами. Первое — природное, связанное с тем, что материал для них был найден в природе, взят из физического мира. Второе — искусственное, состоящее в том, что на них было изображение, созданное специально, а не появившееся само собой. И третье — Б-жественное, определяющееся написанными на них Б-жественными словами. И нет сомнений, что каждое из этих свойств подразделяется еще на два. Поскольку они — природное проявление, они могут быть подразделены на материю и на ее структуру. Будучи искусственными, они подразумевают специальный выбор материала и определенный размер и форму изображения. А в качестве Б-жественных они подразумевают материал, в котором выполнен текст, и смысл самого текста, как очевидный, так и тайный, умопостигаемый. Таким образом, Скрижали обладали шестью особыми свойствами, которые мудрецы назвали тефахами, поскольку это слово Писание иногда употребляет там, где речь идет о деянии рук. «И Его десница установила Небеса…», «…о которых я заботилась и которых выращивала…», — везде употреблено это слово и везде речь идет о чем-то, произведенном или сделанном.

Два тефаха, связанных с искусственным происхождением, то есть, с выбором материала и с наложением на него сознательно задуманного изображения, держал Моше-рабейну. Ведь именно он изготовил Скрижали, согласно сказанному: «Вытеши себе две каменных Скрижали…» Два Б-жественных свойства текста Скрижалей держал Б-г, согласно сказанному: «И Я напишу на Скрижалях…» И из шести свойств остались свободными лишь два, созданных природой согласно замыслу Творца, такие же, как и у других каменных плит. Поэтому Мидраш и говорит, что свободными остались

два тефаха «в середине», то есть, не искусственные и не чудесные, а естественные. Ведь несмотря на то, что все в мире есть создание Б-га благословенного, поскольку Он — Творец всего, все же эти Скрижали не возникли сами собой, чудесным образом, а были взяты из материального мира.

Фраза о том, что их длина была равна их ширине, завершает символическое описание. Она означает, что, с какой стороны ни подойти к Скрижалям, в них все равно обнаружатся именно эти шесть свойств. А фраза о том, что эти два свойства послужили источником «лучей славы», означает вот что. Моше-рабейну был компаньоном Б-га в изготовлении Скрижалей, настолько равноправным, что мудрецы сказали даже, что Моше сделал половину, и Б-г — половину, как будто они договорились между собой, как договариваются два товарища: «Ты сделай это, а я сделаю то». И этот величайшее прославление, оказанное Моше, изменило все его лицо, так что оно стало светиться лучами этой славы.

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Недельная глава Ноах
Тематический обзор, посвященный недельной главе Ноах.
Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше

Ноах — цельный праведник

Рав Захария Матитьяу

Майсы

Общее разъяснение смысла потопа и разъяснение понятий «источники бездны» и «окна небесные»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

К основам русского еврейства

Рав Сендер Урицкий

Разум был не в состоянии охватить две эти крайности: от энтузиазма Дунаевского до диссидентского подполья, с одной стороны, а с другой, внутренние позывы упорно находящейся в оппозиции ко всему еврейской души. Поэтому за родителями и дедами часто замечалась непоследовательность в суждениях.