Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правило «или всё, или ничего» неприменимо в духовной сфере. Нужно стремиться к максимальному соблюдению заповедей, делая постепенные шаги.

На второе утверждение злого начала (оно состоит в том, что, поскольку невозможно исполнять требования Закона к чистоте языка во всех подробностях, лучше вообще не стараться делать это) следует отвечать так: «А позволил бы я себе поступить так же, если бы дело касалось моих торговых операций? Представь себе: вот мчусь я со всех ног, чтобы успеть заключить какую-нибудь сделку, которая принесет немного денег мне и моей семье. И налетаю на прохожего, а он вдруг говорит мне: “Что ты так несешься? Неужели ты думаешь, что сможешь стать самым богатым в мире, сравниться с таким-то и таким-то?” Ты бы сам на моем месте ответил ему: “Ну и что? Теперь я должен сидеть сложа руки и не могу зарабатывать себе на жизнь?”

И если даже в отношении дел этого бренного мира все так очевидно, что же сказать о тех делах, которые прямо касаются моей души? Предположим даже, что я не смогу исполнять требования чистоты языка во всех их подробностях и частностях, хотя это и позволило бы мне подняться на высочайшую ступень святости. (3oгap святой в главеХукат говорит, что человек, хранящий свои уста и свой язык, удостаивается быть облаченным в Дух Святости — см. в первоисточнике. — Прим. сост.) Заслужит он также и вечного света, скрытого ради праведников, а этого света не могут представить себе ни ангелы, ни кто-либо другой, по словам мудрецов Талмуда. И рабейну Хананель приводит в одном месте рассказ рава Моше Кордоверо благословенной памяти, который увидел однажды во сне автора Шошан Содот, и каждый волос бороды его сиял, как факел. Этот великий праведник удостоился такого света за то, что всегда остерегался вести беседы о суетном (см. рассказ целиком в первоисточнике. — Прим. сост.) И что же, из-за этого я вообще не стану заботиться о том, чтобы вести лишь подобающие беседы и не оказаться, Б-же упаси, в “группе злоязычников” или в компании с иными злодеями, о которых сказали мудрецы Талмуда: “Эти люди не удостоятся видеть Лик Б-жественного Присутствия”?»

Именно это имел в виду царь Шломо, да пребудет он в мире, когда сказал в книгеКогелет: «Все, что сможешь ты сделать, все, что в твоих силах, — делай!» Он хотел научить нас, что, даже если человек подумает, что не сможет завершить исполнение заповеди так, как требуют все ее законы и подробности, все равно он должен сделать хотя бы то, что в его силах.

И то же самое сказали мудрецы Талмуда, разъясняя стих из Писания: «Тогда выделил Моше три города…» Что хотело Писание сообщить нам этим? А дело в том, что те три города-убежища, которые выделил Моше на восточном берегу Иордана, не могли исполнять своих функций, пока не выделены еще три города на западном берегу (их можно было выделить лишь после того, как евреи войдут в Землю Израиля и захватят ее. — Прим. пер.). И Моше-рабейну к этому моменту уже знал, что не войдет в Землю Израиля (поэтому заповедь выделения городов-убежищ не будет им завершена. —Прим. пер.). И тем не менее так сказал он себе: «Это неважно; что в моих силах исполнить, я исполню». Так объясняет этот стих в своем комментарии Раши.

И все, что мы здесь, с Б-жьей помощью, растолковали, содержится в одной фразе изАвот де-рабби Натан: «Не отдаляйся от меры, которой нет конца». Эта фраза имеет такое продолжение: «…и от работы, которой нет завершения», — и речь идет о работе изучения Торы, как доказывает притча, которой проиллюстрирована эта фраза (см. первоисточник).

Шмират га-Лашон, введение


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»