Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Следует знать, что в этом стихе («Если станешь искать ее, как серебра…») содержится еще несколько важных вещей. Сейчас мы обсудим их, каждую в отдельности.

Есть люди, не старающиеся приобрести знаний в Торе, а обвиняющие в своем невежестве родителей: они, дескать, держали их в школе, лишь пока изучали Пятикнижие, и не дольше. Но ведь такое рассуждение совершенно неправильно! Если кому-то отец не оставил в наследство денег — что же, он теперь не будет сам стараться заработать?! То же самое и здесь. Отец, несомненно, обязан обучить своего сына Торе; но ведь и сын точно так же обязан сам изучать Тору!

Некоторые же находят другое оправдание себе: они говорят, что не могут учиться самостоятельно. Давайте посмотрим, нет ли и здесь подобия принятым способам заработка.

Как ведут себя люди, которым нужны деньги? Как известно, большинству нечего вложить в дело; тем не менее, когда где-то происходит ярмарка, каждый старается собрать хоть небольшой капитал — взяв в долг или объединившись с кем-то — и приезжает на эту ярмарку, чтобы хоть немного увеличить его. И причина, которая заставляет человека так поступать, очень проста. Он знает, что, если не будет стараться заработать, ему не на что будет жить.

В нашем случае — то же самое. Даже если человек не может учиться самостоятельно — что с того? В каждом городе можно найти кого-то, кто изучает Мишну, Законы или Предания. И уж тем более если в городе есть сложившиеся учебные группы — очевидно всякому, что обязан человек присоединиться к ним. Сделавший так заслужит для своей души вечную жизнь и вечный свет Торы. И даже если с первого раза он не сможет понять все, о чем говорится на уроке, пусть не падает духом: несомненно, пройдет какое-то время, и Б-г благословенный поможет ему и даст силу заниматься самостоятельно. (Я своими глазами видел людей, которые вначале были полными невеждами, а потом настолько продвинулись вперед, что были в состоянии за один раз изучить лист Талмуда. — Прим. сост.)

Даже если в его городе нет ни одной группы занимающихся Торой и наш совет ничем не поможет — все равно человек может приобрести себе заслугу изучения Торы. И снова это делается точно так же, как зарабатываются деньги.

Если у человека есть капитал, но нет никакого представления о том, как им распорядиться, что он станет делать? Несомненно, найдет того, кто разбирается в бизнесе, и отдаст ему свои деньги, чтобы тот пустил их в рост, а прибыль они поделят поровну. Так же и здесь: пусть человек постарается помочь изучающим Тору в своем городе или в других городах (ведь случается богатым людям покупать участки земли и далеко от дома), и будет у него удел в их Торе. И всем известна история Иссахара и Зевулуна (см., например, настоящее издание, глава 1, раздел 38, в конце. — Прим. пер.)

Есть люди, допускающие другую ошибку, относящуюся уже к области воспитания трепета пред Б-гом. Они не считают нужным изучать книги Мусара (книги, содержащие наставления на моральные темы, помогающие самовоспитанию, рассказывающие о том, как укрепить хорошие черты характера и избавиться от плохих. — Прим. пер.).Они говорят так: «Я уже давно знаю, что Святой, благословен Он, создал меня, что Он дает жизнь и пропитание мне самому и моей семье, — чему еще я должен учиться?» И в отношении изучения Торы этот человек также станет «довольствоваться малым». В чем здесь ошибка?

Если мы вспомним, как ведут себя люди, если дело касается денег, станет ясно, что природа человека никогда не позволяет ему удовольствоваться имеющимся: он всегда хочет приобрести еще и еще больше. По свидетельству Писания: «Любящий серебро не насытится серебром». Так же следует подходить и к приобретению трепета перед Б-гом: не должен человек оставаться все время на одной и той же ступени. Он должен всегда размышлять о возвышенности и славе Его, благословенного, чтобы трепет его перед Б-гом все усиливался. И об изучении Торы можно сказать то же самое.

Должен человек знать, что он в принципе не может удержаться на одной и той же ступени. Его злое начало сражается с ним каждый день, придумывая ежедневно новые уловки, стараясь соблазнить его (так говорят мудрецы Талмуда. — Прим. сост.).Поэтому человек постоянно изменяется. И если он побеждает в войне со злым началом, он становится все более святым, возвышаясь больше и больше.

И раскрыто нам уже в святых книгах, что означает видение праотца нашего Яакова: «Лестница, стоящая на земле, а концом своим достигающая небес». Это видение говорит о самой природе человека. По лестнице, как известно, можно либо спускаться, оказываясь все ниже, либо подниматься выше и выше. Поэтому человек постоянно должен собирать все свои силы ради достижения страха Б-жия и изучения Торы, чтобы подниматься ввысь, по велению Писания: «Путь жизни — вверх для мудреца…» И этим заслужит человек благо, и хорошо будет ему и в этом мире, и в будущем.

И еще одно требование содержится в том стихе, с которого мы начали: не прекращать усилий, получается что-нибудь или нет. Ведь как бывает с заработком? Если лавочник (или любой другой коммерсант. — Прим. сост.) стоял за прилавком весь день, но не наторговал даже на покрытие расходов, он не запрёт из-за этого свою лавку навсегда. Назавтра он снова придет туда в надежде, что Б-г благословенный поможет ему, и рано или поздно это действительно произойдет. Так же должно обстоять дело и в области Служения Б-гу благословенному, даже если человек увидит, что, хотя он начинал раз или два изучение книги Шаарей Тшува рабейну Ионы, или книги Ховот га-Левавот, или какой-то другой книги, трактующей о тех же вопросах, эти книги никакого влияния на него не оказали — не надо отчаиваться! Пусть обратится к этим книгам снова, в другой раз! Ведь если человек заболеет, очень часто бывает, что врач велит ему принимать то или иное лекарство несколько раз, и лишь тогда наступит исцеление. Разве не то же самое — с болезнями души, слишком прикипевшей к мирскому и суетному, так что теперь тернистый путь кажется ей прямой дорогой? Разве не потребуется принимать лекарство множество раз, прежде чем обретет душа свое прежнее здоровье? И сходную мысль услышал я однажды от имени одного очень большого мудреца. Он сказал так: «Если человек будет все время обсуждать различные проблемы, связанные с раскаянием, он может надеяться, что в какой-то момент это поможет его душе, и проснется в ней желание раскаяться. Если же он не будет даже говорить об этом, может оказаться так, что он проживет долгие годы, не раскаявшись».

Торат гa-Баит, 10


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина