Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Следует знать, что в этом стихе («Если станешь искать ее, как серебра…») содержится еще несколько важных вещей. Сейчас мы обсудим их, каждую в отдельности.

Есть люди, не старающиеся приобрести знаний в Торе, а обвиняющие в своем невежестве родителей: они, дескать, держали их в школе, лишь пока изучали Пятикнижие, и не дольше. Но ведь такое рассуждение совершенно неправильно! Если кому-то отец не оставил в наследство денег — что же, он теперь не будет сам стараться заработать?! То же самое и здесь. Отец, несомненно, обязан обучить своего сына Торе; но ведь и сын точно так же обязан сам изучать Тору!

Некоторые же находят другое оправдание себе: они говорят, что не могут учиться самостоятельно. Давайте посмотрим, нет ли и здесь подобия принятым способам заработка.

Как ведут себя люди, которым нужны деньги? Как известно, большинству нечего вложить в дело; тем не менее, когда где-то происходит ярмарка, каждый старается собрать хоть небольшой капитал — взяв в долг или объединившись с кем-то — и приезжает на эту ярмарку, чтобы хоть немного увеличить его. И причина, которая заставляет человека так поступать, очень проста. Он знает, что, если не будет стараться заработать, ему не на что будет жить.

В нашем случае — то же самое. Даже если человек не может учиться самостоятельно — что с того? В каждом городе можно найти кого-то, кто изучает Мишну, Законы или Предания. И уж тем более если в городе есть сложившиеся учебные группы — очевидно всякому, что обязан человек присоединиться к ним. Сделавший так заслужит для своей души вечную жизнь и вечный свет Торы. И даже если с первого раза он не сможет понять все, о чем говорится на уроке, пусть не падает духом: несомненно, пройдет какое-то время, и Б-г благословенный поможет ему и даст силу заниматься самостоятельно. (Я своими глазами видел людей, которые вначале были полными невеждами, а потом настолько продвинулись вперед, что были в состоянии за один раз изучить лист Талмуда. — Прим. сост.)

Даже если в его городе нет ни одной группы занимающихся Торой и наш совет ничем не поможет — все равно человек может приобрести себе заслугу изучения Торы. И снова это делается точно так же, как зарабатываются деньги.

Если у человека есть капитал, но нет никакого представления о том, как им распорядиться, что он станет делать? Несомненно, найдет того, кто разбирается в бизнесе, и отдаст ему свои деньги, чтобы тот пустил их в рост, а прибыль они поделят поровну. Так же и здесь: пусть человек постарается помочь изучающим Тору в своем городе или в других городах (ведь случается богатым людям покупать участки земли и далеко от дома), и будет у него удел в их Торе. И всем известна история Иссахара и Зевулуна (см., например, настоящее издание, глава 1, раздел 38, в конце. — Прим. пер.)

Есть люди, допускающие другую ошибку, относящуюся уже к области воспитания трепета пред Б-гом. Они не считают нужным изучать книги Мусара (книги, содержащие наставления на моральные темы, помогающие самовоспитанию, рассказывающие о том, как укрепить хорошие черты характера и избавиться от плохих. — Прим. пер.).Они говорят так: «Я уже давно знаю, что Святой, благословен Он, создал меня, что Он дает жизнь и пропитание мне самому и моей семье, — чему еще я должен учиться?» И в отношении изучения Торы этот человек также станет «довольствоваться малым». В чем здесь ошибка?

Если мы вспомним, как ведут себя люди, если дело касается денег, станет ясно, что природа человека никогда не позволяет ему удовольствоваться имеющимся: он всегда хочет приобрести еще и еще больше. По свидетельству Писания: «Любящий серебро не насытится серебром». Так же следует подходить и к приобретению трепета перед Б-гом: не должен человек оставаться все время на одной и той же ступени. Он должен всегда размышлять о возвышенности и славе Его, благословенного, чтобы трепет его перед Б-гом все усиливался. И об изучении Торы можно сказать то же самое.

Должен человек знать, что он в принципе не может удержаться на одной и той же ступени. Его злое начало сражается с ним каждый день, придумывая ежедневно новые уловки, стараясь соблазнить его (так говорят мудрецы Талмуда. — Прим. сост.).Поэтому человек постоянно изменяется. И если он побеждает в войне со злым началом, он становится все более святым, возвышаясь больше и больше.

И раскрыто нам уже в святых книгах, что означает видение праотца нашего Яакова: «Лестница, стоящая на земле, а концом своим достигающая небес». Это видение говорит о самой природе человека. По лестнице, как известно, можно либо спускаться, оказываясь все ниже, либо подниматься выше и выше. Поэтому человек постоянно должен собирать все свои силы ради достижения страха Б-жия и изучения Торы, чтобы подниматься ввысь, по велению Писания: «Путь жизни — вверх для мудреца…» И этим заслужит человек благо, и хорошо будет ему и в этом мире, и в будущем.

И еще одно требование содержится в том стихе, с которого мы начали: не прекращать усилий, получается что-нибудь или нет. Ведь как бывает с заработком? Если лавочник (или любой другой коммерсант. — Прим. сост.) стоял за прилавком весь день, но не наторговал даже на покрытие расходов, он не запрёт из-за этого свою лавку навсегда. Назавтра он снова придет туда в надежде, что Б-г благословенный поможет ему, и рано или поздно это действительно произойдет. Так же должно обстоять дело и в области Служения Б-гу благословенному, даже если человек увидит, что, хотя он начинал раз или два изучение книги Шаарей Тшува рабейну Ионы, или книги Ховот га-Левавот, или какой-то другой книги, трактующей о тех же вопросах, эти книги никакого влияния на него не оказали — не надо отчаиваться! Пусть обратится к этим книгам снова, в другой раз! Ведь если человек заболеет, очень часто бывает, что врач велит ему принимать то или иное лекарство несколько раз, и лишь тогда наступит исцеление. Разве не то же самое — с болезнями души, слишком прикипевшей к мирскому и суетному, так что теперь тернистый путь кажется ей прямой дорогой? Разве не потребуется принимать лекарство множество раз, прежде чем обретет душа свое прежнее здоровье? И сходную мысль услышал я однажды от имени одного очень большого мудреца. Он сказал так: «Если человек будет все время обсуждать различные проблемы, связанные с раскаянием, он может надеяться, что в какой-то момент это поможет его душе, и проснется в ней желание раскаяться. Если же он не будет даже говорить об этом, может оказаться так, что он проживет долгие годы, не раскаявшись».

Торат гa-Баит, 10


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени