Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Злословие влияет на все аспекты жизни, включая изучение Торы и молитву. Неслучайно царь Давид призывает стеречь язык от зла в качестве условия для долголетия.

Одной из основных тем наших двух недельных глав является «негаим», что принято переводить на русский как «проказа». Вавилонский Талмуд в трактате «Арахин» (ст. 16а) приводит семь причин, по которым Всевышний наводит проказу на человека. Основной же причиной является злословие. О важности контроля за произносимыми словами можно узнать из Теиллим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов, уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теиллим 34:13–15). Почему царь Давид поставил на первое место отдаление от злословия?

Само строение нашего мира является ответом на этот вопрос. Несмотря на то, что мы живем в физической реальности, ее основы — исключительно духовные. Подтверждением этому служит мишна, приведенная в трактате «Пиркей-авот»: «Мир стоит на трех основаниях — на Торе, на служении и на добрых делах».

Итак, мир существует благодаря огромной силе Торы. В Иерусалимском Талмуде в начале трактата «Пеа» указано, что заслуга при изучении Торы приравнивается к заслугам при исполнении всех остальных заповедей, а нарушение запрета на злословие подобно нарушению всех остальных запретов, которые дал нам Всевышний.

Каждому из нас важно, чтобы его слова Торы и его молитва, которая может исправить и улучшить окружающую реальность, были по достоинству приняты на Небесах, на самом высоком уровне. Вот что по этому поводу говорят мудрецы Талмуда, которые знали истинное значение всего, что находится в этом мире. В трактате «Шаббат» (лист 119б) задается вопрос: на чем в данную минуту держится этот мир? Другими словами, какой духовный фундамент есть у физической реальности? Ответ, который приводится в Талмуде, крайне нетривиален. Основой нашего мира является… пар изо рта маленьких детей, которые учат Тору и молятся.

Рав Папа и Абайе были величайшими мудрецами своего поколения. Рав Папа спросил у Абайе: «А что же с нами?» То есть, почему при поддержании жизнедеятельности не учитывается пар взрослых мудрецов? Абайе ответил: «Пар, который исходит изо рта, который согрешил, не похож на пар изо рта, который не грешил». Праведный Абайе предполагал, что в прошлом он и рав Папа могли каким-то образом оговориться — разумеется, применительно к собственному высокому уровню — и таким образом считаться согрешившими людьми. Огромная же сила, которой обладает пар, исходящий изо рта маленький детей, возникает благодаря чистоте их уст.

Когда мы преступаем запрет злословия, Тора, которую мы изучаем, уже не обладает тем потенциалом, как раньше, а молитвы не принимаются на Небесах на должном уровне. Поэтому мы должны, как повелел царь Давид, стеречь язык свой и следить за духовной чистотой уст. Хафец-Хаим пишет, что наши уста можно сравнить с рабочими инструментами. Поскольку заржавевшим резцом нельзя сделать огранку на бриллианте, давайте все вместе заботиться о надлежащем состоянии нашей речи, являющейся мощным духовным инструментом.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...