Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пасхальная неделя является очень насыщенной. В синагогах читают особые молитвы, а люди воздерживаются от будничных дел.

Холь амоэд. Пять дней, идущие сразу после Песаха: с 16-го числа месяца нисан до 20-го числа включительно. В этом году — с 16-го

по 20-е апреля. (За пределами Эрец Исраэль — четыре дня, после второго праздничного дня Песах).

Начиная с 16-го нисана (в галуте на день позже) в молитве Алель пропускают две главы (указанные в сидурах). Еще одно

изменение в молитвах: на исходе Песаха, в молитве Амида, в девятом благословении, вместо «пошли росу и дождь для нашего блага» читают: «пошли благословение». Прошло время просить дожди: в Стране Израиля начинают поспевать злаки, которым дождь может повредить.

Повторяем, за границей Песах празднуется два дня, затем идут четыре дня холь амоэд, завершаются они двумя праздничными днями. Если еврей приехал на Песах из-за границы в Эрец Исраэль, а затем собирается вернуться назад, то он обязан праздновать всю неделю так, как принято у него за границей: восемь дней, из которых первые два — с Седером по полной программе!

Все пять дней «полупраздника» в синагогах во время утренней

молитвы Шахрит читают отрывки из свитка Торы. Общее правило, касающееся числа евреев, вызываемых к Торе: холь амоэд — четыре человека, Песах и Седьмой день — пять человек; суббота, выпадающая на любой из этих дней, — семь человек. В добавление к особому отрывку, который установлен для чтения в каждый конкретный день, все дни читается один и тот же короткий фрагмент о жертвоприношениях в Песах (из книги Бемидбар 28).

Важно знать, что эти дни даны нам не для работы, а для веселья, изучения Торы и духовного обогащения. В принципе, разрешены все виды работ, связанные с приготовлением пищи для нужд этих дней. Разрешено предпринимать действия для предотвращения денежных потерь. Но нельзя делать ту работу, которую можно было без вреда сделать до наступления праздничной недели. Также запрещено стричься, бриться и стирать белье (кроме детского). Торговля безусловно запрещена.


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру