Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 2
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.

В главе Бехукотай написано: «Если кто-либо посвящает по оценке чью-либо душу Всевышнему, то в случае мужчины от двадцати до шестидесяти лет оценка должна быть пятьдесят священных шекелей… в случае женщины — тридцать шекелей». Это правило касалось тех, кто по какой-либо причине давал обет, обещая внести в казну Храма «стоимость» того или иного человека. Не занимаясь вопросом «денежной стоимости» человека, Тора предлагает четкую шкалу «цены» самого обета. (Приходит, допустим, человек в казну Храма и говорит: я хотел бы внести стоимость своего сына. — Хорошо, говорят ему, сколько сыну лет? — Тридцать. — С вас 50 шекелей.)

Одно из совершенно неожиданных «применений» этого правила получаем на уроке Мидраша. В свое время мы изучали главу Торы, в которой рассказывалось о приходе Яакова к Лавану. Яаков познакомился с Рахелью и попросил Лавана, чтобы тот отдал ему свою дочь в жены. Написано (Берешит 29:18): «Полюбил Яаков Рахель и сказал (Лавану): буду служить тебе семь лет за Рахель, твою младшую дочь». Почему именно семь лет?

Один из ответов: потому что Яаков знал из пророчества, что у него родятся двенадцать сыновей и одна дочь. Спрашивается, какая связь? Сейчас мы увидим, какая. Но прежде заглянем в комментарии на стих Торы (Ваикра 27:21) «И сказал Яаков Лавану: дай мою жену, так как исполнились мои дни (завершились семь лет работы), и войду к ней». Читаем в Берешит Раба (60:18): «Даже резкий человек не говорит таких слов, как сказал Яаков: “дай мою жену и войду к ней”! Но (тому была причина, поскольку) сказал: открыл мне Всевышний, что у меня будет двенадцать сыновей. Сейчас мне 84 года, и если я не потороплюсь с ними, то когда они родятся?»

Объявив о своем согласии работать семь лет, Яаков тем самым дал понять, что ему известно о будущем рождении 12 сыновей. Когда же срок службы кончился, он объяснил, что больше не может медлить. Но откуда из этих «семи лет» видно, что Яакову было дано знать заранее, сколько колен от него произойдет? — Из нашего отрывка про «оценку человека» (см. начало статьи).

Согласно Торе, взрослый мужчина «стоит» 50 шекелей, женщина — 30. Чтобы «рассчитаться» с Лаваном за своих будущих детей и забрать их, Яаков должен был или заплатить за них деньгами, или отслужить. (Когда Яаков, забрав семью, покинет Лавана, тот бросится вдогонку и потребует их возвращения. Яаков ответит, что «отработал» за всех, — и Лаван, согласившись, вернется к себе.)

Итак, какова их стоимость? 12 мужчин по 50 шекелей — 600 шекелей. Плюс Дина — еще 30 шекелей. Итого, 630 священных шекелей серебром. Запомним это число.

Снова открываем Мидраш Раба, на этот раз 61 главу (на раздел Хаей Сара). Находим отрывок, рассказывающий о том, как «в дни Александра Македонского» пришли потомки египтян и потребовали от евреев вернуть им все богатство, некогда взятое при Исходе из Египта. Читаем: «Сказал Гвиа бен Косем (еврейский мудрец): шестьсот тысяч взрослых мужчин работали на вас 210 лет, зарабатывая каждый не меньше динара в день. (Тем самым он спросил: не свое ли они взяли?) Считали греческие мудрецы и не могли сосчитать. И ушли египтяне с позором».

Уж если греки, приближенные царя, принялись считать, значит, сами египтяне согласились, что один динар в день был минимальной оплатой труда. Для того мы и привели мидраш — чтобы узнать, как мог Яаков расплатиться с Лаваном. В году 360 рабочих дней (остальные отведем на праздники); работая год, можно заработать 360 динаров. Во времена Яакова не было динаров, тогда ходили шекели. Талмуд установил, что один шекель (4,8 граммов чистого серебра) равен четырем динарам. Переводя в «греческие» деньги, получаем 360:4=90 шекелей — стоимость года работы. Яаков взялся служить Лавану семь лет. В денежном отношении это равнялось 90x7=630 шекелей. Именно столько, сколько «стоят» 12 сыновей плюс одна дочь, Дина!

Едва он произнес «буду работать семь лет», как Лаван тут же мог спросить: а откуда ты знаешь, что у тебя будет двенадцать сыновей и одна дочь? Но не спросил. Ему и в голову не пришло…

Откуда Яаков получил свое пророчество, другой разговор. На эту тему существует несколько мидрашей. Главное, нами только что установлено, что он знал! И об этом явно написано в самой Торе.

Теперь мы не удивляемся, читая объяснение Раши к стиху Торы (Берешит 29:34): «Зачала еще (Лея, сестра Рахели). Родила сына и сказала: на этот раз мой муж прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». Раши пишет: «Наши матери знали из пророчества, что от Яакова и его четырех жен произойдут 12 колен. Сказала Лея: отныне никто меня не обвинит, поскольку муж получил от меня все, что составляет мою долю (трех сыновей)»… Когда же родила шестого, то начала молиться уже за Рахель, ибо на долю той оставалось родить не больше двух…

Наш комментарий взят из книги «Ор Тора», написанной мудрецом и цадиком, раби Меиром Йехиэлем Алеви (1851—1928) из еврейского городка Островец, что в бывшей Радомской губернии, входившей некогда в Царство Польское. Кто помнит о том царстве? А книга выдающегося раби и поныне печатается в типографиях Иерусалима и Бней-Брака.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.