Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам

Среди многих комментаторов, обсуждающих поведение праотца Ноаха (Ноя), только Реш Лакиш («Глава разбойников») утверждает, что он стал бы ещё большим праведником в поколении Авраама. Другие отчасти критикуют.

Рассмотрим поведение его современников. Это люди, «подсевшие на иглу» плотских наслаждений. Как они относятся к Б-гу? По-моему, они с ним «параллельны». Он где-то там, а мы здесь, и заняты собой. Признаём факт Его существования, но на деле игнорируем. Мы заняты… Как и другие наркоманы, они постепенно «увеличивали дозу» и меняли тип наркотика — легкий на тяжелый.

Недавно я консультировался со своим другом психиатром. Женщина пожаловалась мне, что её сын курит марихуану. Врач поделился опытом лечения наркоманов. Сказал, что у пациента должно возникнуть желание излечиться. Причины, из-за которых оно чаще всего возникает: влюбленность, желание создать семью, возвращение к Б-гу или тюрьма. А если нет? То врачу остается только молиться. Похоже, шансы Ноаха повлиять на современников были невелики.

Да и как можно упрекать человека, который 120 лет непрерывно строил Ковчег, не обращая внимания на насмешки? Разве я бы так смог? Он пытался пробудить людей, предупредить. Но ведь врач сказал, что при отсутствии желания пациента невозможно ему помочь! Остается только молиться.

Значит, Ноаха упрекают в том, что он не молился.

Я тоже как Ноах в последние годы строю Ковчег из слов и нот для своих современников. Но я не одинок. Впрочем, и Ноах не был одинок — ведь у него была жена!

Моя супруга работает в еврейской школе. Последние годы дирекция по каким-то соображениям постоянно дает ей класс новичков. И что? Девочки приезжают разные. Некоторые уже успели получить «прививку от иудаизма» в еврейских школах. Другие за месяц до этого впервые услышали, что слово «еврейка» имеет к ним какое-то отношение.

И почти сразу испытание — пост Йом Кипур. Когда совершенно непонятно, почему ей в 14 лет надо целые сутки не кушать и не пить? Очень трудно им объяснить и тем более требовать идти на жертву. Как бы не привить навсегда ненависть к себе и к Торе? С другой стороны, не я назначал пост, не мне его и отменять.

Я хожу на уроки рава Вайса. Он родом из Швейцарии. Его отец переехал туда из Берлина, где он приказал евреям даже нарушать субботу, чтобы бежать из Германии в период Катастрофы. В Швейцарии его назначили главным равом Цюриха. В синагогу большинство евреев приходило только в Йом Кипур. И перед выступлением для них рав каждый раз нервничал. Дети однажды спросили: «Почему папа так нервничает, ведь он прекрасный оратор?» — «Что я им должен сказать, чтобы…?» Я не расслышал продолжения и спросил: «Чтобы они пришли и на следующий год?» — «Нет, чтобы их заслуг хватило, чтобы они были живы и на следующий год».

В тот день дочка дала прочесть мою книгу на курсах поваров своему начальнику. Реакция меня обрадовала: «Офигенная книга!» (в переводе на русский язык: хорошая). Но не всем понравится моя книга, да и не все её откроют. Как-то раз мой напарник заметил: «Мы не знаем, как за нами наблюдают люди, и насколько от нашего поведения зависят судьбы других».

Я рассказал это девочкам и добавил: «Шкафы с едой будут открыты и если вы будете кушать и не будете молиться, никто этого не заметит и никто не сделает вам замечания. Но знайте, есть люди, и среди них ваши близкие, которые не пойдут на урок рава, и не прочтут мою книгу, и будут ненавидеть нас, как бы мы себя не вели, потому, что глаза их застилает тьма».

Постились все.

А молиться за наше поколение мы будем вместе?


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.