Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарий

Во все времена люди пытались понять, для чего был сотворен мир, понять, в чем его предназначение, и осмыслить цель Творения. Ответ на этот вопрос находится в первой главе Торы, которая начинается со слова «Берешит» — «в начале». Первая буква «бет» в слове «Берешит» означает также «бишвил» — «для», поэтому первое слово Торы означает также «для начала», поэтому еще один вариант перевода первого предложения первой главы звучит так: «Для начала сотворил Б-г небо и землю». Что же является «началом»?

Предназначение мира в принятом мировоззрении

Общепринято, что идея предназначения мира не совсем ясна сама по себе. По мнению многих, ее просто нет, и природа развивается от простого к сложному в результате случайных внешних или внутренних изменений. «Случайно» означает «бесцельно», так как направленное действие по определению ведет к определённой цели. Поскольку принято считать, что мир возник случайно, само собой разумеется, что у мира нет цели и предназначения.

Как люди пришли к идее случайного происхождения мира? Попытаемся понять это.

Мудрецы Торы сообщили нам, что у человека есть два взгляда на мир. Информация, полученная через ощущения, даёт ему некоторую картину мира. У человека может быть два подхода к оценке этой информации.

Первый предполагает, что мир в действительности такой, каким он его видит. То, что человек видит мир, является доказательством его действительности. Этот подход допускает существование действительности, не видимой невооружённым глазом. Вместе с тем использование техники делает ее «видимой». Такая точка зрения называется «внешним» взглядом.

Второй предполагает, что человек видит не полную картину, а только ее часть. Он может оценить разумом полученную информацию и «дополнить» увиденное. Такой подход называется «внутренним» взглядом.

Человек пытается познать окружающий мир. «Внешним взглядом» он видит хаотичное скопление фактов и явлений. Анализируя их разумом, он обнаруживает связь между ними. Закономерность и связь между явлениями он не видит глазами. Глаза не могут увидеть силу гравитации, но разум может предположить её существование.

«Внешний» взгляд преподносит картину, «внутренний» видит закономерность. Первый видит хаос, второй — порядок или гармонию. «Внешний» взгляд говорит, что всё случайно, «внутренний» улавливает направленность событий. «Внешний» взгляд — это взгляд ощущений, «внутренний» — взгляд разума.

Предположим, что землю посетили представители других цивилизаций. Они нашли механические часы и исследуют их происхождение. Они не видят и не представляют себе процесс изготовления часов. «Внешний» взгляд не даёт им никакой информации по поводу их возникновения. Инопланетяне знают лишь, что часы найдены. Они пытаются оценить ситуацию «внутренним» взглядом. Единственный способ понять, что именно они нашли, исследовать внешнюю форму предмета и осмотреть его изнутри. В принципе, исследуя внешнюю форму часов, а также изучая расположение, форму и материал всех деталей, можно понять какое действие выполняют часы и для какой цели их можно использовать. Форма сама несёт в себе информацию о цели, для которой она была сделана. Чем роль предмета сложнее, тем сложнее его форма. Осмотрев вертолёт, можно понять, что он способен двигаться по воздуху. А вид космического корабля говорит о том, что он предназначен для перемещения в космосе. А, исследуя глаз, можно прийти к выводу, что это орган зрения. (Может быть, это не так просто как с космическим кораблём, но в принципе справедливо). Глаз в своей структуре несёт информацию о цели, для которой предназначен. И это справедливо по отношению к любому объекту в природе — клетки организма, атома или даже всей системы законов природы в своей совокупности. Каждая деталь мира — система, упорядоченная и целенаправленная даже более, чем часы. Нет ничего лишнего. Хотя вполне может быть в природе объект, цель которого нам непонятна. В этом и заключается суть научного исследования — определить, какую роль выполняет та или другая деталь мира. Даже когда перед исследователем предстаёт, казалось бы, бессмысленный объект, он всё равно ищет его предназначение в природе. Это особое, удивительное качество человеческого разума — искать в хаосе порядок, в случайных явлениях — закономерность, в бесформенности действительности — осмысленную форму. Это качество относится к «внутреннему» взгляду человека.

Получается, что «орудие», находясь в мире природы, несёт в своей форме информацию о «цели», которая находится в мире духовном. Любой материальный объект, обладая определённой целевой формой, сообщает нам о духовной действительности, несмотря на то, что сама духовная действительность скрыта. В мире материальном можно «увидеть» духовный мир. Видимый мир «рассказывает» о невидимом. «Орудие» само по себе сообщает также о причине создания или, другими словами, о самом Создателе. Каждый объект в природе и следовательно вся природа свидетельствует о Творце, создавшем его.

Тот же «внутренний» взгляд говорит человеку, что случайное не может быть направленным, а направленное не может быть случайным. По этой причине никто не может предположить, что найденные инопланетянами часы возникли сами по себе в результате случайных процессов даже в течение многих миллионов лет. Тогда почему принято допускать возможность случайного возникновение глаза или клетки организма? Видимо, в данном случае по некоторой причине исследователь перестаёт пользоваться своим «внутренним» взглядом и переходит на позицию «внешнего» взгляда, оставляет разум и попадает под влияние впечатления от ощущений. Похоже, в сознании человека впечатление от ощущений имеет решающее значение. Как мы сказали выше, у человека нет ощущений, способных «увидеть» причину. Он видит перед собой мир, который функционирует сам по себе. Таково впечатление, полученное им из его ощущений. В силу этого впечатления, он приходит к выводу: «Если я не вижу причину — значит, её нет. Если я вижу мир, который функционирует безо всяких причин — значит, так оно и есть».

Влияние ощущений на решение человека невозможно переоценить. Всем известен эффект, производимый иллюзионистом, во время выступления которого зритель видит перед собой удивительные действия, полностью выходящие за рамки законов природы и не поддающие никакому логическому объяснению. С позиции «внешнего» взгляда он видит чудо, но в глубине разума понимает, что это всего лишь фокус, обман зрения. То есть внутри человека происходит борьба между разумом и ощущениями. С позиции ощущений ясно, что действия иллюзиониста истинны. Как можно отрицать то, что видишь собственными глазами? Но разум сопротивляется этому выводу. Далеко не всегда разум побеждает в этой борьбе. Нужно немалое усилие воли, чтобы признать — то, что я вижу перед глазами, не является реальностью, это всего лишь обман.

Наблюдая за природой, человеку также очень трудно отказаться от мысли, что мир существует сам по себе. В конце концов, он видит мир, который функционирует сам по себе. Человек не просто не видит Создателя, он видит, что Создателя нет! Такое ощущение обязательно возникает у каждого человека, несмотря на то, что нет у него для этого логического обоснования. Ощущениям не требуется логика! Необходимо очень большое усилие воли, чтобы остаться верным разуму — вся эта сложная система не может функционировать сама по себе, обязательно кто-то стоит за всем этим, даже если ты никогда не сможешь увидеть его! Это и есть борьба между «внешним» и «внутренним» взглядами. Понимание сущности человека заключается в понимании соотношения в нём этих двух взглядов, что и является основным предметом исследования еврейской морали.

Рав Захарья Матитьяу, из журнала «Мир Торы», Москва