Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарий

Цель и предназначение

Во все времена люди пытались понять, для чего был сотворен мир, понять, в чем его предназначение, и осмыслить цель Творения. Ответ на этот вопрос находится в первой главе Торы, которая начинается со слова «Берешит» — «в начале». Первая буква «бет» в слове «Берешит» означает также «бишвил» — «для», поэтому первое слово Торы означает также «для начала», поэтому еще один вариант перевода первого предложения первой главы звучит так: «Для начала сотворил Б-г небо и землю». Что же является «началом»?

Раши (Мидраш «Берешит раба», 1;1) пишет, что Тора называется «начало пути Его» ( Мишлей, 8;22), а еврейский народ — «начало плодов Его» (Ирмияу, 2;3). То есть мир был создан для того, чтобы существовал еврейский народ, изучающий Тору. Попробуем понять слова Раши.

Когда человек решает сделать, например, стул, он понимает, что его решение обусловлено определенной целью — необходимостью пользоваться стулом для сидения. Существует и причина, побуждающая к действию — человек хочет сидеть. То есть предназначение стула — это та цель, для которой он был создан.

Слово «предназначение» на языке Торы — «тахлит». В нем буква «тав» первая и последняя. Она же последняя буква в ивритском алфавите и указывает на цель и предназначение. «Тав» находится в конце слова «тахлит», поскольку цель — в конце, и всё действие направлено к ней. Но почему та же буква в начале? По логике вещей, началом действия должна быть причина.

В молитве принятия субботы сказано «соф маасе бэмахшава тхила» — «конец действия — в мысли, в начале». Эта фраза нам объясняет, что суббота была первой в замысле творения, несмотря на то, что Вс-вышний создал ее последней. То есть, все шесть предшествующих дней творения мира были созданы только для того, чтобы в конце возникла суббота. Мудрецы говорят, что семь дней творения отражают всю историю мира. Каждый день — одно тысячелетие, шесть дней — это шесть первых тысячелетий, в конце которых мы находимся сейчас. Седьмой день — седьмое тысячелетие, которое еще придёт. Оно и является целью творения.

Здесь уместно спросить: «Что же первично: причина или цель? Что возникло в сознании человека раньше, причина — желание сидеть или цель — сидеть на стуле?»

В соответствии со сказанным «соф маасе бэмахшава тхила» — «конец действия — в мысли, в начале» первое, что появляется в мысли, это конец действия. Цель предшествует причине. Это не совсем понятно, поскольку причиной создания стула должно быть желание человека сидеть. Но при глубоком анализе работы человеческого сознания становится ясно, что желание сидеть не может возникнуть до того, как сформировано четкое представление об этом действии. Такова сущность человека — он не может желать того, что не способен мысленно представить. Только мысленно увидев себя сидящим, то есть представив себе некоторую форму стула, он, возможно, захочет посидеть. Именно воображаемый стул порождает желание сидеть. Получается, конечная цель, видимая в сознании, является причиной действия. Другими словами причина — это потенциальная цель.

Возникшее желание, возможно, побуждает осуществить замысел, но всё-таки причиной является конечная цель. Эта довольно глубокая идея и высказана в субботней молитве «соф маасе бэмахшава тхила» — «конец действия — в мысли, в начале». Конечная цель предшествует причине.

Поэтому буква «тав» находится также и в начале слова «тахлит». Получается, что цель и есть причина, но ещё не осуществлённая. Причина — это конечный результат в потенциале. Человек видит в мысли конечный результат действия, и причина его действия — желание осуществить мысленно видимую им цель.

Между двумя буквами «тав» в слове «тахлит» находится слово «кли», которое в переводе с иврита означает «орудие» или «средство». Получается, что внутри слова «предназначение» заключается его смысл: «тав»-«кли»-«тав» — «тахлит». Первая буква «тав» — причина. Последняя буква «тав» — цель. Посередине слово «кли» — средство или орудие. Путь от причины к цели проходит через орудие, которое и является средством достижения цели.

Человек, чтобы осуществить желаемую цель, должен произвести действие в природе. Намереваясь сделать стул, он должен найти подходящий материал и придать ему нужную форму, причём его действия должны быть не случайными, а направленными к желаемому результату. Построенный стул становится «кли» — орудием или средством для выполнения цели. Кроме того, необходимо использовать это орудие — стул — по назначению. Орудие должно вести от причины к цели.

Заметим, что орудие связано с действием и имеет отношение только к материальному миру. С другой стороны, причина, как мы сказали выше, не находится в материальном мире, следовательно первая буква «тав», означающая причину, относится к сфере духовной действительности. Соответственно, последняя буква «тав», означающая цель — причину в своём конечном исполнении, также относится к духовному миру. Поэтому более правильная диаграмма будет выглядеть так:

Таким образом, осуществить замысел означает привести причину к цели. Причина и цель находятся в духовном мире. Чтобы прийти от причины к цели необходимо «спустится» в материальный мир и выполнить в нём направленное к цели действие. Без материального мира невозможно осуществить задуманную цель.

Значит, природа является средством для осуществления цели, также как стул является средством для реализации желания человека сидеть.

Слово «кли» — орудие — также можно «расшифровать» похожим способом. Оно состоит из трёх букв. Его первая буква «каф» — это действие, о чем говорит само название буквы. «Каф а-яд» называется на иврите кисть руки, с помощью которой совершается любое действие. Вторая буква «ламед» — движение. Приставка «ле» соответствует в иврите русской букве «к» и означает «по направлению к…». Название буквы «ламед» означает также «лимуд» — учение, что также символизирует движение в духовном мире. Буква «йуд» — бесконечность. Будучи самой маленькой буквой алфавита, она намекает на невидимый, духовный мир, где находится цель.

Теперь прочтем слово «кли», руководствуясь значением букв, из которых оно состоит. «Каф», «ламед», «йуд». Получаем определение. Орудие — это то, с помощью чего выполняется действие в мире природы, чтобы идти к цели, которая находится в мире духовном.

Вс-вышний для выполнения своего замысла создал мир природы. Причину не дано человеку понять. Осталось понять цель творения. Об этом и говорит Раши.

Рав Захарья Матитьяу, из журнала «Мир Торы», Москва


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»