Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарий

Сказали еврейские мудрецы: «Творец смотрел в Тору и создавал мир». Один из смыслов этого высказывания в том, что Тора является планом мироздания. Каждая деталь мира или событие, происходящее в нем, имеет свой корень в Торе. Вокруг нет ничего такого, о чем в Торе не упомянуто. Это и означает: «Смотрел в Тору и создавал мир».

В комментариях Виленского Гаона сказано, что всё, о чем сказано в Торе, изложено в описании семи дней творения мира, но в более концентрированной форме. А все события семи дней творения заключены в первом предложении Торы. Попытаемся взглянуть на первое предложение Торы и понять его смысл так, как он представлен в комментариях еврейских мудрецов.

Рав Захарья Матитьягу

Из лекций, прочитанных в колеле «Зихрон Яаков», который около двух лет назад основал Роланд Исаев в память об отце Яакове бен Ционе Исаеве.

«В начале…»

Первая фраза Торы: «В начале сотворил Б-г небо и землю». В ней сказано о создании мира и о его существовании. Эта тема волновала умы мыслителей всех поколений. В разное время были выработаны две концепции, объясняющие создание и существование мира. Каждая из них по-своему несовершенна.

Первая говорит о вечности мира, о том, что материальная действительность существовала всегда, но принимала различные формы. Это предположение совершенно непонятно. Ведь материальный мир состоит из многих больших и маленьких объектов. Ни один из них не является вечным. У каждого есть начало и конец. Как же можно предположить, что все они вместе вдруг становятся вечными?

Переход количества в качество можно увидеть в разумной деятельности человека, когда многочисленное возвращение к рассмотрению непонятных моментов в исследовании приводит к качественно новому пониманию проблемы, но никак не в материальной действительности. В ней такое изменение мы отнесли бы к чуду.

Кроме того, интересен вопрос, как человек пришёл к самой мысли о бесконечности в пространстве и времени, ведь он не мог наблюдать эту бесконечность в окружающем мире.

Другое слабое место «теории о вечности мира» — вопрос о развитии. Если мир постоянно развивается, что обязательно в этой концепции, то где же признаки бесконечного развития?

Вторая концепция говорит о возникновении мира в какой-то момент времени — «теория большого взрыва». Но она оставляет без ответа вопрос: «А что же было до этого взрыва?» И, следовательно, возвращает к первой концепции бесконечного, может быть, пульсирующего мира.

По мнению Мальбима, известного еврейского мудреца XVIII столетия, Тора дает ответы на эти вопросы в первом же слове первого предложения «В начале». В своем комментарии Мальбим задает вопрос: «Почему Тора начинается со слова “В начале” (Берешит), а не со слова “Впервые” (Бэришона), что на первый взгляд более правильно, поскольку показывает на порядок творения?»

В комментариях Раши есть ответ на этот вопрос: «Всё мироздание было создано в один момент, поэтому Тора не сообщает нам о временном порядке, а говорит только, что в начале творения был хаос и т.д.» Мальбим объясняет начало Торы по-другому. Он говорит, что существует смысловая разница между словами «В начале» и «Впервые». «В начале» связывает настоящий момент времени с будущим, ничего не сообщив нам о том, что было до этого начала, и в какое время начался процесс. Слово «впервые» связывает настоящий момент времени с прошлым и ничего не сообщает нам о будущем. «Впервые» аппелирует к прошлому, тогда как «в начале» обращено в будущее.

Слово «В начале», которым открывается Тора, дает нам не только понятие времени, но и понятие пространства. Попытаемся дать «еврейское» определение времени и пространству. Понятие пространства обязательно связанно с понятием расстояния. Если расстояние между двумя городами 60 км, что это для нас означает? Только то, что для поездки из одного города в другой потребуется целый час, если мы будем двигаться со скоростью 60 км/ч. То есть для преодоления расстояния в 60 км мы должны приложить соответствующие усилия. Ну, а если город, в который нам нужно попасть, находится на расстоянии, превышающем 60 км, то наши усилия должны быть более значительными. То есть пространство для нас выражается в наших же возможностях перемещаться в нём или хотя бы в возможности его оценить. По всей видимости, есть пространство, оказаться в котором невозможно, но можно наблюдать за ним. Существует также пространство, за которым и наблюдать невозможно.

Предположим, что есть человек, обладающий уникальной способностью перемещаться на любые расстояния мгновенно, без дополнительных усилий. Как будет выглядеть пространство в его глазах? По всей видимости, он будет ощущать его существование значительно меньше других людей. Но если мы предположим ситуацию, когда некоторое существо способно находиться одновременно во всех точках пространства. Существует ли для него само понятие пространства? Конечно, нет. И даже если мы скажем, что пространство существует независимо от него, то это верно только для нас, оценивающих действительность со своей точки зрения, но для него самого нет смысла в этом понятии.

То же самое можно сказать о понятии времени. Время существует для нас только потому, что мы не можем быть одновременно сегодня и послезавтра. Но если бы человек мог одновременно существовать в разных моментах времени, то этого понятия для него не было бы.

Получается, что пространство и время — это категории некоторой ограниченности человека. Они существуют только потому, что есть зависимость человека от лет и расстояний. Но если бы мы не были ограничены во времени и пространстве, то не было бы и этих понятий.

(Конечно, для полной определенности надо принять во внимание все многочисленные понятия мира природы: массу, силу тяжести и другие.)

Из этих рассуждений следует сделать вывод: создать мир — означает создать границы, в которых он существует, то есть ограничить человека (и, может быть, не только его) в пространстве, времени и других категориях, свойственных материи. Но до того как создан мир, нет смысла говорить о пространстве и времени, поскольку их просто не было. Следовательно, вопрос, оставшийся открытым в приведённых выше концепциях: «Что было до возникновения мира?» или «Что находилось на этом месте?», совершенно неуместен, бессмыслен и не корректен.

Поэтому Тора началась не со слова «Впервые», которое показывает на действительность в прошлом, а со слова «В начале», говорящего нам, что до возникновения мира не было ни пространства, ни времени, и нет смысла говорить о них. Говорить о временной последовательности можно, только начиная с момента «В начале». Но до этого существовала, как и существует сейчас, духовная действительность, которая не привязана ни к пространству, ни ко времени. Сказать о ней «до этого» и «после этого» не корректно, поскольку к духовному миру не применимы эти понятия.

До момента рождения человек также неограничен. Он существует везде и всегда, если можно так сказать по отношению к духовной действительности. При рождении на него налагаются границы, и он начинает ощущать себя в этом мире, как и все другие живущие в нем.

из журнала «Мир Торы», Москва


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше