Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Прямы пути Всевышнего, праведники пойдут по ним, а преступники на них споткнутся»Пророк Ошеа 14, 10
Комментарий

Как было сказано, каждый объект в природе несёт в своей форме информацию о своём предназначении. Так часы, космический корабль или человеческий глаз своей структурой сообщают о выполняемых ими функциях. Точно также, человек и всё мироздание несёт в себе информацию о своём предназначении. И действительно, если бы мы знали строение мира во всех её внешних и внутренних проявлениях и деталях, могли бы прийти к пониманию цели сотворения. Только для нас это непосильная задача. Хотя про отца нашего Авраама сказано, что он пришёл к этому знанию путём исследования мира. Первый человек Адам давал названия животным. Название на языке Торы несёт в себе описание сути объекта, поэтому Адам вначале изучил суть и предназначение животного, а затем дал ему соответствующее название. Таков путь был до получения Торы. Но после получения Торы люди не имели более такой возможности. Когда человек приобретает стиральную машину, вместе с ней он получает инструкцию о предназначении и способе использования машины. Инструкцию для него написал производитель. Творец мира передал людям в качестве инструкции письменную и устную Тору, сообщив в ней предназначение мира и как им пользоваться. Путь исследования мира был заменён путём изучения Торы, а исследование природы стало носить прикладной характер, чтобы помочь человеку в исполнении своей роли.

Поэтому Раши, отвечая на этот вопрос: «Для чего был создан мир?» говорит, что Творец создал мир для того, чтобы существовал еврейский народ, занимающийся изучением Торы.

Почему же целью мира является именно изучение Торы евреями?

Предположим, что те же представители других цивилизаций исследует автомобиль, который везёт врача к больному. Они смогут выяснить роль каждой детали автомобиля — колёса, поршня, передачи. И даже человек, который сидит на переднем сидении, необходим, чтобы держать руль. Одно они никак не смогут понять — какой смысл человека сидящего на заднем сидении? Какую роль он выполняет в автомобиле? Каждая деталь необходима. Если её убрать, то автомобиль не будет функционировать. Если убрать человека на заднем сидении, автомобиль будет функционировать не хуже, а, наоборот, лучше. Невозможно, изучая автомобиль, определить его цель. На самом деле этот пассажир на заднем сидении — врач, и в его существовании, конечно, есть смысл, который понять невозможно, анализируя работу автомобиля. Врач ничего не делает для автомобиля, наоборот, он использует эту технику для достижения своей цели, находящейся вовне.

Точно также, наблюдая за миром, теоретически можно определить роль каждой детали — животного, насекомого или растения. Иногда при поверхностном исследовании казалось, что какой-то вид живого вреден, и люди уничтожали их. В результате вся территория превращалась в пустыню, так как этот вид являлся одним из звеньев в структуре мироздания. Когда звено выпадало, нарушалась гармония. Какова же роль человека во всей этой структуре природы? Если его убрать, гармония окружающего мира будет нарушена? Скорее наоборот, ведь человек использует природу, попутно нарушая заданный баланс, и тем самым вредит ей. Получается, что роль человека находится не в мире природы, а вне его. Он использует природу для достижения своей цели, которая находится вне мира природы.

В автомобиле есть водитель, который обслуживает его и управляет им, помогая врачу выполнить свою роль. Роль других народов заключается в подготовке и совершенствовании мира, чтобы еврейский народ мог использовать его для выполнения своей роли вне мира. Задача народов мира — это созидание в материальном мире. Задача еврейского народа — это созидание в духовном мире. Интересно, что когда евреи не выполняют свою роль, а хотят быть просто частью материального мира, как и другие народы, народы мира их не принимают. Даже в тех местах, где евреи поселились намного раньше, чем окружающие их народы, они считаются пришельцами. Нет места в мире, включая землю Израиля, где бы все согласились, что это место для евреев. Видимо, действительность еврейского народа вне этого мира.

Тора обязывает народы мира выполнять семь заповедей. Еврейскому народу даны 613 заповедей. Выполняя предписания Торы, и народы мира, и евреи играют свою собственную роль в системе мироздания. Получается, что вся вселенная была создана для одной цели, где природа выполняет роль средства или орудия. Народы мира были созданы для подготовки этого орудия, а еврейский народ, использующий природу, подготовленную народами мира, для выполнения цели мироздания.

Цель сотворения мира, как говорят мудрецы Торы, в осуществлении прославления Имени Вс-вышнего, называемого «кидуш Ашем» (освещение Имени Творца). Для выполнения этой цели и были даны 613 заповедей, выполнение которых требует от человека неимоверных усилий и полной отдачи. В принципе, он должен посвятить этому все свои физические и духовные силы, свою жизнь, жизнь семьи и детей, то есть еврей обязан аннулировать своё «я» по отношению к Всевышнему. Это очень трудная задача и возложена на народ Израиля. Тогда роль других народов — помочь ему, хотя для каждого человека есть возможность также принять на себя эту большую и важную миссию.

Но как выполнение заповедей приводит к освещению Имени Творца? Мотивация поведения людей обычно ясна. Их поступки необходимы для удовлетворения физических потребностей, материального обеспечения семьи и детей, отдыха или развлечений. Даже моральные принципы обычно призваны сделать жизнь более удобной и приятной, или просто служат для самоутверждения. Но вот еврей где-то в Сибири накладывает тфилин и соблюдает кашрут. Какую выгоду он от этого получает? Разве ему становится теплее или сытнее? Иной раз он из-за этого должен терпеть лишения. Нет этому объяснения. Для выполнения заповедей нет причины в материальном мире. Но еврей всё-таки это делает. Наблюдающий за ним приходит к выводу, что, по всей видимости, причина для этих на первый взгляд странных действий находится вне окружающей материальности. Тем самым еврей, выполняя заповеди, указывает на Творца. Мир построен таким образом, что Творец скрыт в нём, а еврей открывает его. Он, выполняя мицвот, как бы вносит Творца в этот мир. Это в некотором смысле прославление Вс-вышнего или освещение Имени Творца (кидуш Ашем).

Выполнение мицвот — это «кидуш Ашем», даже когда никто не наблюдает за евреем, поскольку открытие Творца имеет место не только в глазах других, но также в сознании самого еврея, и, может быть, это является открытием Творца в большей мере.

Изучение Торы — одна из 613 заповедей. Кроме этого, сказано, что изучение Торы соответствует выполнению всех постановлений Создателя. Тора — это знание о всём мироздании — материальной и духовной структуре мира. Однако её не используют в исследовании природы для прикладных целей. Изучение Торы — прежде всего исследование обязанности человека перед Творцом (заповеди) и постижение путей управления мира Творцом. Поэтому изучение Торы — это открытие и прославление Творца в максимальной форме.

Это и имел в виду Раши, утверждая, что мир был создан, чтобы народ Израиля изучал Тору.

Рав Захарья Матитьяу, из журнала «Мир Торы», Москва


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше