Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10

Почему Творец заповедал евреям учить Писание, но не сделал это безопасным для глаз?

Темы: Свобода выбора, Чудеса, Изучение Торы, Забота о здоровье, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я обратил внимание, что люди, изучающие Тору, Талмуд, через одного носят очки. Почему Творец заповедал евреям учить Писание, но не сделал это безопасным для здоровья глаз? Спасибо. Дмитрий

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий,

В книге «Путь Творца» Рабби Моше-Хаима Луццатто (Рамхаль)[1] сказано, что Всевышний, постоянно Поддерживающий существование Творения на всех уровнях, установил природу мира со всеми законами и со всеми силами (ангелами), которые обеспечивают её существование. Законы эти были установлены во время Творения, и о них было сообщено всему сотворённому: что они собой представляют и для какой цели сотворены, а также — что должно с ними произойти в будущем и что их ждет в конце. И все творения познали, что все сотворено лишь для конечного истинного блага, и согласились с радостью.

Теперь перейдем к Вашему вопросу. Почему же Всевышний, устанавливая природу этого мира, не сделал так, чтобы даже при постоянном изучении Торы и Талмуда зрение не ухудшалось?

Книга «Путь Творца» говорит об этом так[2]:

«Человек — это создание, сотворенное для того, чтобы постараться уподобить свои качества качествам[3] Всевышнего. И для этого человек помещен между совершенством и его противоположностью. И в его силах приобрести совершенство. Но необходимо, чтобы это происходило по его выбору и желанию, ведь если бы он был вынужден выбирать в любом случае совершенство, то не назывался бы на самом деле его обладателем».

Теперь мы можем ответить на Ваш вопрос. Вся природа устроена таким образом, чтобы у человека во всем был выбор и чтобы его тянуло в обе стороны — и к материальному, и к духовному. Ничто не должно вынуждать его пойти в ту или иную сторону. Но что было бы, если бы совершенно чудесным образом, как исключение из правила, зрение еврея, даже когда он подвергает свои глаза чрезмерным нагрузкам, изучая Тору, оставалось бы совершенно ясным и не подвергалось никакой опасности? Если бы глаза сохраняли свою силу при изучении Торы, а при изучении других материалов — нет, еврей вынужден был бы согласиться, что изучение Торы соответствует самой цели его сотворения. И это мешало бы человеку выполнять свою задачу в этом мире. Ведь она именно в том, чтобы несмотря ни на что все же сделать самостоятельный выбор и добиться своего духовного совершенства самому, стать на самом деле его «обладателем», приблизиться к Творцу.

Книга Пеле Йоэц[4] говорит, что у человека, для которого были совершены чудеса, «забирают» его заслуги. На основании сказанного это можно понять. Ведь заслуги, несомненно, выше, когда человек добился чего-либо, преодолев все преграды и сомнения, сделав самостоятельный выбор. И такая заслуга не идет в сравнение с той, которую «заслуживают» вынужденно: когда абсолютно ясно (чудесным образом), какой путь является верным.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] См. ч. 2, гл. 5.

[2] В ч.1, гл. 3.

[3] Образно говоря, разумеется.

[4] ערך נס

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше