Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Душа продолжает вожделеть и после смерти?

Темы: Исправление, Рав Реувен Куклин, Душа, Истина, Смерть, Желание

Отложить Отложено

Здравствуйте, пишут ли наши мудрецы о том, что человек, который не преодолел какое-либо свое вожделение, и после смерти продолжает вожделеть этого, но не может удовлетворить этого, ибо тело уже умерло? Заранее большое спасибо за ответ. Михаэль

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Михаэль,

Это приводится в книге Рабейну Йоны Шаарей Тшува (2, 18). Рабейну Йона пишет там: «И знай, что душа грешника, всё стремление которого при жизни было к вещам материальным… опустится после его смерти вниз, в землю, к тому, к чему она стремилась, и будет она, как свойственно праху, опускаться, а не подниматься. Но поднимут её на Небеса на суд, и на разбирательство, и чтобы увидеть, как променяла она Небеса на преисподнюю». (Кстати, это помогает понять, почему люди, даже «не совсем» праведные, пережившие клиническую смерть, рассказывают о том, как «поднимались к свету»). В подтверждение своих слов Рабейну Йона приводит высказывание мудрецов из Мидраша Коэлет Рабба (3, 27): «Как души праведников, так и души грешников поднимаются на Небеса и проходят там суд. Души праведников оправдывают в суде и помещают под Престолом Славы, а души грешников возвращаются, и опускаются, и перемешиваются с землёй».

Причина того, что душа после смерти человека продолжает стремиться к тем вещам, к которым человек стремился при жизни (хотя в могиле он уже понимает, что вожделеть этих вещей не стоит), в том, что работать над собой человек может только при жизни. Но после смерти он уже не может изменить себя. Как сказал царь Шломо в книге Коэлет (9, 10): «Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идёшь».

Этот принцип поможет нам понять слова мудрецов в трактате Гитин. Там (56 б) рассказывается: когда Ункелос (который впоследствии перевёл Тору на арамейский язык) захотел принять еврейство, он вызывал с помощью колдовства души различных людей и спрашивал их, стоит ли ему это делать. Среди его консультантов были два грешника — Тит и Билам. Оба они сказали, каждый на свой лад, что переходить в еврейство не стоит. Титус сказал ему: «У евреев много мицвот (религиозных обязанностей), и ты не сможешь выполнить их все. Иди, начни с евреями войну, потому что каждый, кто воюет с ними, в конце концов, оказывается во главе». А Билам сказал ему: «Не делай им никакого добра во все дни». В то время, когда Тит и Билам давали эти советы, они были уже в мире истины и знали истинный уровень еврейства и значение соблюдения мицвот, но, поскольку при жизни привыкли говорить о евреях дурно, продолжали так же поступать и после смерти. Кто не исправил себя при жизни, останется таким же и после смерти!

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Что делает душа человека до того, как он родился?

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше