Темы: Гнев, Психология, Счет Омера, Характер, Чувства и разум, Самосовершенствование, Самообладание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ очень привык сердиться и выливать свой гнев на окружающих. А потом об этом жалею. В дни счета омера мы стараемся улучшить свои моральные качества, подготовиться к дарованию Торы. И я чувствую себя очень плохо: знаю, насколько поступаю плохо, и многие годы не могу исправиться. Что мне делать? N.
Уважаемый N.,
Надо быть реалистом, знать наши силы и возможности реального воздействия на свои качества.
Понятно, что если человек однажды заявит: «Начиная с сегодняшнего дня я никогда не буду сердиться», это прозвучит несерьезно. Но вот если он скажет: «С сегодняшнего дня я буду работать над качеством гнева», — это путь.
Известно, что зачастую наши чувства бывают сильнее нашей воли в данный момент. И известно, что у каждого из нас подсознание намного сильнее сознания. В книге «Хешбон а-Нэфеш»[i] приводится красивое сравнение на эту тему: «кто сильнее — человек или слон? Понятно, что слон. А кто кем руководит — слон человеком или человек слоном? Руководит человек».
Сила человека в том, что он пользуется хитростями и разными уловками и так может менять свое поведение — «руководить своим слоном».
Есть пути работать с нашим подсознанием и влиять на него. Об этом говорил уже рав Исроэль Салантер зацаль[ii]. Его выражение было: воздействовать на «кохот кэhим» — на «мутные силы».
Рав Исроэль Салантер дал совет: если человек будет изучать слова мудрецов о вреде, например, гнева и повторять их много раз с чувством, постепенно это войдет в его чувства и его подсознание. И, вообще, изучение и анализ гмарот (отрывков из Талмуда), которые говорят о вреде гнева, может в большой мере повлиять на человека.
И подобно этому работаем и с другими качествами, которые хотим исправить.
Удачи Вам!
С уважением, Бен-Цион Зильбер
[i] Автор — раби Менахем-Мендл бен-Йеуда-Лейб Лефин из Сатанова (Сатановер, 5509-5586 / 1749-1826, Подолия, Галиция). Его книга «Хешбон а-Нэфеш» («Анализ души») посвящена лечению «болезней души» — исправлению характера и обретению возвышенных духовных качеств, что является сутью спасения человека от всевозможных несчастий и дает ему силу выстоять в испытаниях. «Хешбон а-Нэфеш» — ценнейший труд в области поведенческой психологии, уникальный для исследования подсознания; он более чем на двести лет опередил возникновение этого направления в психологии.
[ii] Раби Исраэль бар-Зэев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5463 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Авраам Елин
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Хана Лернер
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Ашер Кушнир
Я очень страдаю от плохого отношения к себе и постоянно в напряжении и страхе...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.