Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Завершается третья книга Торы — Ваикра. На этой неделе мы читаем ее последний раздел. (Евреи, живущие за пределами Эрец Исраэль, отстают от нас на одну недельную главу и ныне читают раздел Беар, которому был посвящен предыдущий выпуск «Истоков». О причинах такого отставания мы уже рассказывали.)

«Если Моим законам будете следовать и Мои заповеди соблюдать, то…» — и дальше идет перечисление всех тех благ, которых удостоится еврейский народ на своей земле, если будет соблюдать заповеди Торы. «Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все эти заповеди, то…» — и дальше следует список всех бед и несчастий, которые обрушатся на Землю Израиля и еврейский народ, уклонившийся от выполнения своей части договора, заключенного с Творцом мира у горы Синай. Страшная глава, она и обнадеживает, и повергает в трепет.

Обратимся к одной строке нашей главы, строке удивительной, невозможной, — если взглянуть на нее глазами тех людей, которые получали Тору на Синае. В ней еврейскому народу обещана, ни больше ни меньше, вечная жизнь! Это сегодня мы относимся к неистребимости потомков Авраама, Ицхака и Яакова, как к историческому факту. Но тогда нельзя было представить, что один народ — маленький, слабый, пребывающий в среде сильных воинственных наций — на самом деле выживет и пройдет до самого финала человеческой истории. Вот эта строка (Ваикра 26:44): «Но и тогда, находясь в стране своих врагов, не станут они Мне противны и настолько отвратительны, чтобы истребить их, чтобы Я нарушил Свой завет с ними». До этого все племена и нации, изгнанные из своих домов, всегда истреблялись, — но с евреями будет иначе. Тем самым было подтверждено обещание, данное нашему праотцу Аврааму (Берешит 17:7): «Установлю Свой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, которое будет после тебя, — на все поколения, вечный союз». Много позже устами пророка было засвидетельствовано (Йирмеяу 46:28): «Я — с тобой. Потому что истреблю все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя не истреблю. Накажу тебя Своим судом, но не уничтожу».

Повторяем, здесь представляется интересным не то, что наш народ не исчез за три тысячи лет, а то, что в Торе приведено об этом прямое пророчество. Явись Тора сочинением человеческого разума, опасной и неоправданной смелостью выглядела бы такая заявка ее авторов, обращенная к будущим читателям. Читатель (он же еврейский народ) исчез бы, и никто Тору из его рук не подхватил бы, — зачем, если центральное ее пророчество оказалось блефом?

Теме исполнения пророчеств Торы посвящена небольшая, но удивительная книга «Пламя не спалит тебя», написанная замечательным иерусалимским раввином, бывшим преподавателем математики в казанской средней школе, человеком фантастической судьбы, праведником и подвижником Торы, равом Ицхаком Зильбером. Читаем в ней: «Ничего подобного не было в мировой истории — народ, на протяжении тысячелетий подвергавшийся бесконечным преследованиям, уничтожавшийся физически и духовно, выжил и продолжает существовать, разбросанный по всем странам мира, но сохранивший при этом свою неповторимую индивидуальность. Ни один из историков не в состоянии объяснить, почему мы до сих пор не сгинули, не смешались с народами, среди которых жили. Эта загадка не давала покоя и русским писателям и философам». Дальше автор приводит ряд в высшей степени любопытных цитат, из которых дадим только две.

«Приписывать этот феномен одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова». (Ф.Достоевский, «Дневник писателя за 1877 год».)

«С точки зрения материалистической судьба (этого народа) совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы». (Н.Бердяев, «Смысл истории».)

Для нас здесь нет никакой мистики — так обещано Торой. Нет у нас оснований сомневаться и в окончательном ее пророчестве (Дварим 30): «Возвратит Всевышний твоих изгнанников, смилуется над тобой и снова соберет тебя из всех народов… И приведет тебя в землю, которой владели твои отцы, и станешь ею владеть».


Люди отличаются друг от друга своим душевным складом. Один человек склонен гневаться и всегда сердит; а другой человек всегда спокоен и не сердится никогда, или сердится один раз за много лет. Читать дальше

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Пути праведников. Любовь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек направляет свою любовь к добру, она выше всех иных свойств

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.