Темы: Испытание, Смысл творения, Цель творения, Награда, Смысл жизни, Свобода выбора, Душа, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему Б-г не уничтожил Люцифера до того, как он искусил Еву? Почему Б-г не уничтожил зло/грех в зародыше? N.
Здравствуйте, N.!
Сначала небольшое уточнение. Спрашивая о «Люцифере», Вы явно имеете в виду того, кого мы называем Сатаном. «Люцифера» же — как сущности, которую называют этим именем и считают «падшим ангелом», — согласно нашей Традиции, просто нет. Это христианская «разработка», основанная на неверном толковании стихов Пророков, и об этом отдельный разговор.
Но реально существует, согласно нашей Традиции, Сатан.
Хотя… на самом деле тут тоже необходимо пояснение, которое во многом является началом ответа на Ваш вопрос.
Так вот, по нашему мнению, даже Сатана или «Дьявола» как независимой сущности, противопоставляющей себя Б-гу, на самом деле нет. А слово Сатан обозначает одну из сил, посредством которых Б-г управляет миром (они также известны как «ангелы»). Это сила разрушения, иногда она тоже нужна.
И она же — сила, которая толкает людей к греху, преступлению.
Да, не какая-то независимая сила, а одна из сил на службе у Б-га.
Отсюда простой ответ на Ваш вопрос, почему Он не уничтожил эту силу еще до искушения. Ответ: Он для искушения ее и создал! В этом была вся цель! Зачем Ему уничтожать силу до того, как будет выполнено ее предназначение.
Как? Искушение было ее предназначением??
Да, именно так. Ибо вся цель сотворения человека в этом мире в том и заключается, чтобы он не просто жил, существовал, а в том, чтобы проходил испытания, подвергался соблазнам и, преодолевая их, делал правильный выбор — и таким образом совершенствовал себя и мир, зарабатывал себе вечную награду в Будущем мире.
Ведь если не будет силы искушения, человек естественным образом выберет добро и, возможно, будет очень хорошим и праведным, только его будет не за что награждать. Потому что его праведность тогда — не результат борьбы, а автоматическое, пассивное состояние.
Поэтому наш вопрос, почему Б-г не устранил искушение еще до греха, подобен вопросу: почему, когда спортсмен разгоняется с шестом для прыжка, не убрать планку? Тогда ему не придется прыгать и преодолевать это препятствие — и не будет опасности, что он потерпит фиаско! Да, но тогда он точно ничего не завоюет и, таким образом, лишится смысла своего труда и существования!
Да, чтобы была возможность успехов и достижений, должна также существовать возможность неудач и провалов. Иначе обесценивается успех: вся его ценность и радость достижения — в том, что именно в этих условиях всё получилось, а не сорвалось. Поэтому если бы Б-г изначально устранил возможность провала из милости к человеку, на самом деле никакая это была бы не милость.
То же относится к каждому из нас. Б-г ведь не спасает нас от разного рода соблазнов и искушений. Не предотвращает ссоры, конфликты и другие проблемы. Потому что они не «осложняют» или «омрачают» жизнь, а этой самой жизнью и являются.
Ибо цель сотворения мира и помещения в нем человека — не в том, чтобы жизнь была хорошей, а в том, чтобы люди были хорошими. А они такими станут, если будут бороться против зла — как того, что существует снаружи, вне их, так и того, что существует в них самих. Поэтому оно должно существовать и представлять собой «спортивную трассу». Каждая проблема и каждый конфликт — вызов и испытание: как поведет себя человек? Достойно или нет? Собьет планку или перепрыгнет через нее?
Вот и для Адама искушение было главным вызовом и испытанием: что сделает? Только достойное прохождение этого испытания давало ему шанс куда-то продвинуться и дать своей жизни цель. А с ним — и всему человечеству, ибо его душа заключала в себе корни душ всех людей и народов, которые от него произойдут. Увы, он не выдержал испытания — и его задание перешло к нам.
После того как единая обобщающая душа Адама-человечества распалась на души составляющих ее народов и поколений, каждый из них получил свою часть его задания. Поэтому и мы — в числе этих «составляющих», и все наши проблемы и испытания — наша часть этого вызова. Постараемся же пройти все испытания достойно и таким образом обрести смысл и прийти к цели!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Захария Матитьяу
Рав Берл Набутовский
Рав Эльхонон-Буним Вассерман
Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?