Пинхас был очень рад. После того, как он покинул родной Бельз, пришлось немало помыкаться, но теперь… Ему удалось хорошо устроиться — помещик позволил поселиться на его земле и даже открыть свое маленькое дело. Еще триста семей живут на земле этого помещика. Вообще, хоть он и нееврей, но к евреям относится вполне терпимо. Это большая редкость по нынешним временам…
Только вот случилась у этого помещика беда — сын сошел с ума. По всем врачам возил его богатый отец, но ни один не мог помочь. А Пинхас возьми да скажи (из благодарности за предоставленный кров):
— Вы поезжайте в Бельз, к нашему раву, он просто чудотворец! Он такой праведник, его Всевышний так любит, что любую просьбу исполняет! Все евреи, если что, идут к нему, просят помолиться — и помогает. Попробуйте и Вы к праведнику съездить, что Вам терять?
Сказал, а сам подумал: если помещик примет мой совет, то наверняка меня с собой возьмет. Прокачусь в роскошной карете бесплатно, повидаюсь с друзьями и родней. Когда еще выдастся такая оказия?
Так и вышло. Помещик поступил по слову еврея и отправился к раву из Бельз за спасением. Пинхаса взял с собой, конечно. Все шло хорошо до тех пор, пока Пинхас не предстал перед очами рава.
— Молиться об излечении сына помещика? — Переспросил праведник. — Я не могу это сделать. Довольно, что я утруждаю Всевышнего своими просьбами по поводу евреев. Я не могу тревожить его еще и просьбами об излечении больного из другого народа.
Мучимый нехорошими предчувствиями, передал Пинхас помещику слова рава.
— Ах, вот как? — в гневе поднялся тот с места. — Значит, ребе не готов помочь моему сыну только потому, что он из другого народа? Тогда я тоже не буду помогать другим народам. Триста еврейских семей живут на моей земле — так пусть сегодня же убираются вон! А ты, — добавил он, ткнув пальцем в Пинхаса, — возвращайся домой пешком, со мной в карете ты не поедешь! Тебя все вышесказанное, кстати, тоже касается!
Пинхас развернулся на каблуках и кинулся в комнату рава.
— Ладно, — ударил ладонью по столу ребе, — теперь, когда идет речь о изгнании трехсот еврейских семей — вполне целесообразно обратиться к Творцу! Иди к помещику, и скажи ему, что в такой-то деревне живет монах, у которого давно готово лекарство для его сына. Зовут монаха так-то и так-то. Пусть едет прямо сейчас.
Карета, запряженная четверкой лошадей, пустилась в путь по указанному адресу. Пинхаса пока что взяли с собой. Он ехал и размышлял — какое такое лекарство может быть у этого монаха, который известен как ярый антисемит? Он славился мощной и всепоглощающей ненавистью к евреям, строил им козни при любом удобном случае и страшно бранился при виде евреев, даже если это были всего лишь дети. Чем такой человек может помочь душевнобольному?
Наконец, они добрались до места и подкатили к крыльцу церкви.
Помещик, не теряя ни секунды, отправился к монаху.
— У меня болен сын. Ребе из Бельз рекомендовал мне обратиться к вам.
— Что ты сказал?! — вытаращил глаза монах. — Еврейский ребе послал тебя ко мне? Да как ты вообще посмел при мне произнести слово «еврей»?!
Монах впал в неистовство. Он кричал и бранился самыми неприличными словами, брызгал слюной и, в конце концов, залаял по-собачьи и стал кататься по полу. Короче говоря, спятил. Посмотрел на него помещик и подумал:
— Мне что, своих сумасшедших не хватает, чтобы я еще и на этого любовался?! — развернулся и пошел назад в карету. А там — о чудо! — увидел своего сына, который сидел прямо и спокойно, смотрел и разговаривал как нормальный человек!
И понял тут помещик, что безумие перешло с его сына на монаха, что это и было тем лекарством, о котором говорил рав. Вскочил он в карету и велел гнать лошадей обратно в Бельз. Ну не мог он не отблагодарить рава за такое добро!
— Какие деньги! — ужаснулся рав. — Я не возьму ни копейки! Не о чем и разговаривать! Но если вы хотите сделать доброе дело — пойдите вон к той группе молодых людей в углу. Они день и ночь учат Тору. И у них ничего нет. Хотите потратить деньги — потратьте на них.
Не теряя времени зря, помещик велел служке составить список всех, кто учился в этом доме учения. Список также включал в себя размеры их одежды и обуви. И, согласно этому списку, приобрел костюмы, ботинки, теплые пальто и шляпы для всех, кто изучал Тору в этом бейт мидраше. Сумма получилась внушительная, но она не вполне соответствовала (на взгляд помещика) величине благодеяния.
Поэтому тот помещик всю жизнь покровительствовал евреям и заботился о них…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»