Темы: Оцарот
«И предаст их Господь вам…» (Дварим 31, 5). Когда еврейский народ идет по пути Торы и его продвижение направляют великие мудрецы поколения, ему нечего бояться. Он способен одержать победу над врагами — и необязательно силой оружия, танков и боевых самолетов.
Следующую историю рассказал адмор раби Шломо из Бобова зацаль, ее можно найти в книге «Зихронам ли-враха» («Благословенна память их…»). Дело происходило во времена раби Зуси из Аниполя.
Сегодня военные учения можно проводить по-разному, в том числе с помощью компьютерных средств.
Но в прежние времена, когда командиру надо было проверить, на что способны его солдаты, он делил их на две группы, которые должны были сражаться друг с другом по-настоящему. Победившую группу командир объявлял более боеспособной.
Победители получали от военного начальства награду, которая обычно представляла собой увеличение порции спиртного. Дальше бывало так: солдаты напивались, вламывались в шинок, который содержал еврей, и крушили всё, что попадется на пути.
Однажды, когда такая группа-победительница ворвалась в еврейский дом и начала ломать и крушить, члены семьи поняли, что они вот-вот убьют отца, и побежали к раби Зусе — просить о помощи.
Раби Зуся действительно поспешил к дому того еврея и, заглянув внутрь через выбитое окно, закричал: «И наведи страх Твой, Господь, Б-г наш, на все создания Твои, и ужас Твой — на всё, что Ты создал» (слова из молитвы на Рош а-Шана). Он повторил это несколько раз.
Ужас обуял пьяных солдат, и они бросились бежать. И наткнулись на своего командира, который, увидев, как его герои-победители спасаются бегством, обеспокоенно спросил, в чем дело.
Но те были в таком состоянии, что не смогли остановиться даже при виде командира и ничего ему не ответили. Только один из них задержался, показал на дом еврея и рассказал, как они издевались над хозяином, «пока не пришел один старик и не закричал страшным голосом, а мы побежали от страха…».
Услышав это, командир вдруг тоже ощутил некий холодок… и приказал солдатам полностью возместить ущерб, нанесенный тому еврею.
Сказано: «И наведи страх Твой, Господь, Б-г наш, на все создания Твои, и ужас Твой — на всё, что Ты создал» — всё в Руке Всевышнего, благословен Он, Око Его — на боящихся его «и на ожидающих милости Его, чтобы спасти от смерти душу их…» (Тэилим 33; 18, 19).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.