Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если нет правды (в словах) — нет милосердия, а значит, нет веры»Раби Нахман из Бреслава
Бывает, что родители в старости живут с детьми и становятся для детей тяжелой обузой. Выполнять заповедь уважения к ним становится очень тяжело, и потому Творец установил награду за нее.

«И сказал Исраэль Йосефу: ведь братья твои пасут в Шхеме; пойди же, я пошлю тебя к ним. И он сказал ему: вот я» (Берешит 37:13).

Раши[i] комментирует: «“Вот я” — выражение скромности и расторопности. (Йосеф) спешил исполнить отцовское повеление, хотя знал, что братья его ненавидят».

Заповедь почитания отца и матери считается одной из самых трудных в Торе — и самых ответственных. Тот, кто почитает родителей, будет награжден не только уважением собственных детей. Его награда еще больше. Он «живет на доходы с капитала (будущей награды)» в этом мире, а нетронутый «основной капитал» ждет его в мире Грядущем (см. мишну в Пеа 1:1).

Рав Саадья Гаон[ii] объяснил, почему Тора обещает долголетие за выполнение этой заповеди. Бывает, что родители в старости живут с детьми и становятся для детей тяжелой обузой. Выполнять заповедь уважения к ним становится очень тяжело, и потому Творец установил награду за нее — «дабы продлились дни твои на земле» (Шмот 20:11). Иными словами, ты должен жить с ними и почитать их, а если будешь страдать из-за этого, знай, что ты страдаешь ради продления своей жизни.

Р. Пинхас Штрасер поднялся в Землю Израиля. Он поселился в Иерусалиме и открыл маленькую бакалейную лавку в еврейской части Старого Города. Благодаря этому он мог достойно обеспечивать своих семерых детей.

Всё тепло своего сердца р. Пинхас отдавал детям, воспитывая их в мире и спокойствии — таков был его характер. Они росли и расцветали. Несмотря на нелегкие условия тогдашнего Иерусалима, они были успешны и сами создали хорошие семьи. У всех его семерых детей уже были свои дети — внуки и внучки р. Пинхаса.

Но когда р. Пинхасу исполнилось семьдесят, он стал слабеть, у него уже не хватало сил управлять лавкой. Он стал проводить там лишь половину дня, а когда умерла его жена, он не мог утешиться и закрыл ставни лавки с намерением никогда больше их не открывать.

Большую часть дня он сидел в синагоге и читал Тэилим (Псалмы), учил Мишну и «Хок лэ-Исраэль»[iii], слушал уроки Гмары (Талмуда) после вечерней молитвы. Ему удавалось понять часть услышанного, а затем он шел домой и ужинал ломтем хлеба с маслом и луком.

А в голове у него вертелись мысли, которые высасывали из него все силы: «Смотри, что с тобой стало. Всю свою жизнь ты отдал детям, они выросли на славу, но где почтение к родителям? Иногда кто-то из них забегает ко мне убедиться, что всё в порядке, и быстро скрывается по своим делам. Где же их истинная преданность одинокому вдовому отцу? Где внутреннее желание? Где забота и внимание?»

Когда груз горечи в его сердце начал становиться непосильным, он пошел к раби Шмуэлю из Саланта[iv], раввину Иерусалима. Того называли «хакима дэ-йеhудаэй» («мудрец евреев», арам.), и не было ему равных в мудрости и проницательности. Раби Шмуэль выслушал рассказ р. Пинхаса и спокойно посоветовал ему, что делать.

От раввина р. Пинхас направился к жестянщику и купил большую металлическую коробку наподобие сейфа, с тяжелым замком. Дома поставил ее на видное место и стал ждать результатов.

В тот день к нему зашел его старший сын Кальман — и увидел железную коробку. Р. Пинхас тем временем вышел из комнаты, это выглядело очень естественно: приготовить чай сыну. А сын подошел к коробке и попытался сдвинуть ее, чтобы понять, что внутри. Сдвинуть удалось с большим трудом, это его сильно удивило.

Коробка была тяжелая как свинец, и воображение Кальмана рисовало золотые украшения, которыми она, по-видимому, была наполнена. На следующий день дети р. Пинхаса уже знали, что у папы в комнате стоит огромный сейф, в котором еще — иди-знай, что хранится…

С того дня дети р. Пинхаса стали оказывать отцу огромное уважение. Они буквально ни на минуту не оставляли его одного. Каждую ночь в доме спал один из его внуков, и даже в синагогу его всегда провожали родные. Сыновья постоянно проведывали отца и даже решили изучать Тору вместе с ним. Дочери и невестки дважды в неделю мыли полы, и старый пыльный дом засиял чистотой и наполнился запахом вкусных блюд.

Так и прошла старость р. Пинхаса — он всегда был окружен теплом и любовью преданной семьи. Благодаря такой заботе ему удалось прожить долгую жизнь, и лишь через десять лет он отошел в мир иной. Его потомки вернулись с похорон и начали семидневный траур.

Но вот семь дней скорби закончились, и все наследники собрались в его доме. И начали лихорадочно искать ключ от сейфа. Он не находился. Лишь после долгих поисков под подушкой отца они обнаружили записку: «Ключ хранится у праведного гаона раби Шмуэля из Саланта».

Наследники побежали к раввину и стали просить у него ключ. Раби Шмуэль передал им ржавый ключ, загадочно улыбаясь. Вернувшись домой, они дрожащими руками открыли сейф. Дверца распахнулась — и что же? Вместо блеска золота и звона монет — глухой стук камней и шуршание опилок.

— Папа обманул нас! — с негодованием восклицали наследники. — Ввел в заблуждение, будто оставляет нам драгоценности, а сам набил коробку камнями!

Поскольку раби Шмуэль что-то знал об этом деле и ранее хранил у себя ключ, они снова отправились к нему, чтобы выразить свое разочарование поступком отца, который выставил их на посмешище.

Раби Шмуэль выслушал их, по-прежнему улыбаясь, и сказал:

— Так вот, господа, вся вина лежит на мне.

— Что?! — удивились несостоявшиеся наследники.

— Да, да. Это я уговорил вашего папу поставить железную коробку. Десять лет назад он пришел ко мне и стал жаловаться, что сыновья и дочери неблагодарны и не заботятся о нем. Я ответил, что он сам виноват, так как при жизни раздал детям всё имущество. Теперь у них нет необходимости серьезно оказывать ему уважение, разве что ради Небес. Но, похоже, для них этот уровень высоковат. Я посоветовал ему наполнить коробку камнями, чтобы создать у вас впечатление, что вас ожидает большое наследство. Так что не вините никого, кроме себя. Ваш отец никогда не говорил вам ни слова о содержимом коробки и не обманывал вас. Вас обмануло лишь ваше воображение.

Братья и сестры стояли перед ним с лицами, покрасневшими то ли от стыда, то ли от гнева. А раби Шмуэль вновь улыбнулся:

— Грех жаловаться. Ведь благодаря этой коробке вы десять лет наилучшим образом выполняли заповедь почитания отца. Это ваш чистый выигрыш! (Бэха Батахну)


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Сеадья (Саадья) Гаон — рав Сеадья бар-Йосеф (4642-4702 / 882-942), глава (гаон) ешивы в Суре в Вавилонии, один из духовных лидеров еврейского народа эпохи гаонов (период 6-11 вв. н. э — эпохи после составления Талмуда).

[iii] «Хок лэ-Исраэль» — «программа», составленная раби Хаимом Виталем, где приводятся отрывки для изучения на все дни года: каждый день — по отрывку из Торы, Мишны, Закона, Агады и книги Зоар. Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 / 1543-1620, Цфат, Египет, Иерусалим, Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений.

[iv] Раби Шмуэль бар-Цви-Гирш Салант (5576-5669 /1816-1909, Литва — Иерусалим) — глава раввинского суда Иерусалима, один из духовных лидеров поколения.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше