Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тайна детей в еврейской школе

«И сказал Господь Моше на горе Синае, говоря…» (Ваикра 25:1).Гаон, автор комментария «Сифтей Коэн»[1], один из учеников святого Ари[2], толкуя этот стих, объяснял слово «говоря» (лэмор) означает здесь возвышение и возвеличивание — как в стихах: «Господа превознес (ээмарта) ты ныне… И Господь превознес (ээмирха) тебя ныне…» (Дварим 26:17, 18).

Иными словами, Всевышний раскрыл Моше Рабейну, что всё величие сынов Израиля связано с горой Синай — оно существует благодаря Торе и заповедям, которые были там даны. Гематрия[3] слова Синай (סיני) — та же, что гематрия слова «сулам» — лестница (סלם), так как заповеди подобны лестнице, по которой человек восходит, ступень за ступенью, до самой вершины, удостаиваясь успеха — духовного и материального. Это относится и к отдельному человеку, и к целой общине.

Рав Йоэль Рота[4] рассказал поразительный случай, о котором ему стало известно от директора одной из религиозных школ в американской еврейской общине:

В нашей школе есть много хороших ребят, но самые выдающиеся — два брата, которые у всех вызывают изумление.

Их поведение — образцовое, они полны трепета перед Небесами, молятся с радостью и сосредоточенно. Они милосердны, вежливы и успешны в учебе, на порядок выше остальных.

В чем же их секрет? Единственное, что учитель знал о них и не говорил им, — что их мать много лет назад прошла гиюр (приняла еврейство). И это было особенно удивительно для тех, кто посвящен в тайну. Все знают, какое милосердие Небес в наше время требуется, чтобы ребенок вырос достойным человеком, несмотря на все соблазны и испытания. Сколько нужно молитв, чтобы он выучился в талмуд-торе, поступил в ешиву для младших, а затем для старших и пришел к свадьбе, оставаясь евреем, соблюдающим Тору. Это великий дар, которого удостаивается не каждый.

Тем более велики опасения, когда речь идет о семье геров, ведь им приходится преодолевать еще больше испытаний. Но ребята удивительным образом «вписались» в хасидскую религиозную школу. Таких детей трудно найти даже в лучших семьях харедим.

Учитель решил, что ему нужно хотя бы раз спросить у их мамы, как ей удалось вырастить таких замечательных детей.

Однажды, когда она пришла в школу, учитель попросил ее ответить, в чем секрет воспитания этих детей. Мать ненадолго задумалась, а затем сказала:

— Есть у меня одна тайна, которую хочу вам поведать. Сама я прошла гиюр, но двое этих детей — неевреи в полном смысле слова. Они родились еще до того, как я приняла иудаизм, и я взяла их с собой в новую жизнь.

Учитель был потрясен. Мать продолжала:

— Через несколько лет, когда им исполнится тринадцать, я приглашу их для разговора и задам судьбоносный вопрос, как того требует еврейский Закон: мои дорогие дети, хотите вы быть евреями или нет? Знайте, — заплакала она, — что я очень боюсь этого дня. Я дрожу в ожидании момента, когда они услышат этот вопрос. Ведь они вправе остаться неевреями, уйти из иудаизма. Поэтому я делаю всё возможное, чтобы заповеди, суббота, молитвы — всё, что связано с Торой, было для них дорого и радостно. Мне трудно представить, что они могут ответить на этот вопрос: «Что?! Мы еще не евреи?! Почему вы раньше не сказали?! Мы немедленно бежим отсюда, от бремени заповедей. Зачем нам скандалы за субботним столом? Зачем это напряжение и спешка в пятницу? Зачем замечания, что пора молиться, зачем нас заставляют учиться и ругают, если учимся плохо?»

Я очень боюсь, что они будут так себя чувствовать. Поэтому стараюсь изо всех сил, чтобы им было хорошо за субботним столом, чтобы они наслаждались молитвой, чтобы чувствовали, что изучать Тору — это самое дорогое, что есть в мире. Даже когда я рассержена, я сдерживаюсь, помня, что скоро наступит страшный день их выбора — быть евреями или нет. Вот почему я делаю всё возможное, чтобы дать они чувствовали: быть евреем — это самое лучшее.

В этом моя тайна, — закончила мать. — И я рада слышать, что они действительно ощущают это, получают удовольствие от молитвы, Торы и заповедей. Даст Б-г, они примут решение стать евреями». (Эсрим вэ-Арба Шева)


[1] Раби Мордехай а-Коэн (конец 16 — начало 17 века; Цфат, затем Арам-Цова — Халеб) — каббалист, автор комментария «Сифтэй Коэн» на Тору (не путать с комментарием «Сифтэй Коэн» на Шулхан Арух раби Шабтая бар-Меир а-Коэна).

[2] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим, Каир, Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[3] Числовое значение всех букв, составляющих слово.

[4] Рав Йоэль Рота (род. в 1981 / 5741, США) — известный лектор и машпиа (духовный наставник) в бреславском хасидизме, глава ешивы «Тифэрэт а-Тора», а также преподаватель бейт-мидраша «Эйхаль а-Кодэш» в Вильямсбурге.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше