Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как отвечать шестилетнему ребёнку на вопрос: «А если я умру?»?

Темы: Воспитание детей, Душа, Молитва, Смерть, Болезни, Жизнь, Дошкольники, Ита Минкина

Добрый день! Как отвечать шестилетнему ребёнку на вопрос: «А если я умру?»?

Он проходит сейчас химиотерапию с облучением на головной мозг, принимая многочисленные лекарства, была сделана успешная операция, но опухоль оказалась злокачественной.

Буду очень благодарна за ваш ответ. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая N.,

Вы задаете очень тяжелый вопрос…

Страшный вопрос…

Как на него ответить?..

В иудаизме нет вопросов, на которые нет ответов. Ответы есть всегда, только остается найти их и принять… Очень попрошу Вас: не принимайте только этот ответ за единственную истину, напишите еще раз, адресуйте свой вопрос раввину — и получите другой ответ. Хорошо, чтобы у Вас была более широкая картина…

В Вашем вопросе есть, насколько понимаю, несколько вопросов:

  • Как помочь ребенку справиться с тревогой и страхом смерти?
  • Как говорить с ним об этом, не внушая ужаса?
  • Как самим говорить с ним об этом, не пугаясь темы?
  • Как вселить в себя и в него надежду — и как не внушить напрасной надежды? Есть ли такое понятие: «напрасная надежда»?

У родителей должны быть две линии поведения. На первый взгляд, они противоречат друг другу, но это только на первый взгляд.

Первая линия поведения:

  • Мы верим, мы уверены, что всё закончится хорошо. Всё будет хорошо, и ты непременно выздоровеешь. Может быть, это займет время — и наверняка займет время, и произойдет не сразу, но мы твердо уверены, что всё сложится хорошо.

С любой — психологической, физиологической, духовной — точки зрения человек должен быть уверен в своем выздоровлении. Это дает необходимую энергию и импульс тем силам организма, тем его скрытым резервам, которые, в конце концов, приведут его к выздоровлению.

Известно немало случаев, когда уверенность в выздоровлении приводила к выздоровлению, даже когда, казалось бы, на это не было никаких шансов. Душа и тело связаны тесной связью, их невозможно разделить, поэтому важно постараться вселить в ребенка веру в исцеление.

  • Можно и полезно устраивать с ним медитации, использовать технику «направленного воображения» (димйон мудрах), таким образом, чтобы он представлял, как опухоль становится всё меньше, сходит на нет и исчезает. У детей развитое воображение, если дать ребенку «импульс», доброжелательный и мягкий, но полный уверенности, к выздоровлению, он сможет включить воображение и помочь своему телу исцелиться.
  • Научить его молиться своими словами за свое здоровье. Дети обычно любят молиться, это поддерживает их хорошее настроение. Это не должны быть длинные молитвы, а одно или два предложения — просьба к Б-гу послать исцеление.

Вторая линия поведения — это не бояться. Верить в то, что душа — вечна, что мир, который открывается душе после жизни, — прекрасен. Жизнь души не заканчивается в этом мире, она переходит в новый мир, который светел, вечен и полон неограниченной любви Б-га.

Разговоры на эту тему стоит вести, только если ребенок настаивает на них и вы видите, что он успокаивается, слушая вас. Но если вы видите, как его удручают эти слова, то стоит остановиться и попробовать подойти к теме с другой стороны — главное, Вы должны видеть, что ребенку приятно это слушать.

Многие дети в возрасте вашего ребенка задают вопросы о жизни и смерти. Как раз в этом возрасте их жизненный опыт уже достаточно богат, чтобы они могли обратить внимание: не всё живет вечно. Вопросы вашего ребенка вовсе не обязательно связаны с его заболеванием. Вполне возможно, что как умный и проницательный ребенок он бы задал вам их в любом случае.

Конечно, заболевание подталкивает его больше заниматься этим вопросом, но тут важна реакция взрослых. Если вы понимаете, что умным детям свойственно задаваться такого рода вопросами, то — как бы вы ответили, будь он здоров?

Наверное, его вопрос поставил бы вас в затруднительное положение на несколько секунд, но вы бы нашлись, что ответить. Вы бы не смутились, не растерялись, достаточно легко почувствовали бы, что следует сказать.

Вот так и сейчас: чем бы ни был продиктован вопрос ребенка — болезнью или естественным любопытством, подсказан его жизненным опытом или всем вместе, — ваш ответ должен быть по возможности спокойным, открытым и доброжелательным. Даже если, разговаривая с ним на эту тему, вы не всегда знаете, что ответить, не смущайтесь. Смущение говорит о тревоге и иногда, не дай Б-г, — о потере надежды.

Скажите честно, что вы не знаете, как ответить на этот вопрос, но это хороший вопрос и вы подумаете над ним.

Можно сказать так:

Все люди когда-то умирают… Даже большие и сильные… Но на этом жизнь не заканчивается. Они встречаются в другом мире, красивом и светлом. Если это хорошие люди, они попадают в рай. И там очень хорошо. Но я уверена, что мы еще много-много лет будем вместе жить. И поедем на море, и купим удочки, и купим интересные книжки и т. д.

Если ребенка заинтересуют разговоры о душе и Б-ге, то можно поговорить с ним об этом, но — только если вы видите, как было сказано, что ребенка это успокаивает и ему это приятно.

Чтобы поговорить с ребенком о душе и Б-ге, необязательно самим быть религиозными людьми или глубоко верующими. Просто большинству детей и большому количеству взрослых это помогает. Верить, что есть Кто-то, Кто позаботится о них, Кто любит их, Кто создал их и примет к себе вновь, когда придет время, чтобы окружить их теплом и любовью.

Независимо от того, как пройдет лечение (дай Б-г, чтобы оно прошло успешно), такого рода разговоры делают ребенка сильнее, устойчивее в испытаниях и выносливее психологически, что, конечно, существенно повлияет на развитие силы его личности — в процессе взросления и когда он вырастет.

Вот материалы на нашем сайте, которые могут помочь в разговоре с ребенком на эти темы:

Мир создан для меня. Смысл жизни

Рай — Ган Эден

Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?

С пожеланием скорейшего и полного выздоровления, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Жалеть бабушку или заботиться о себе?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Пускать ли ребенка в школу на еврейские праздники для неевреев?

Вчера, отвечает Ита Минкина

Не могу согласиться на отношения без брака, а замуж родители не пускают…

6 мая, отвечает Ципора Харитан

«Еврейская Германия»

Файвел Портной

Письмо — обзор идишкайт Германии.

Иерусалим и Берлин

Журнал «Мир Торы»

Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Рав Арье (Лев) Кацин

Гер-мания