Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидская история

Ребе Авраам из Борисова рассказал такую историю.

Однажды он был свидетелем того, как ребе Яаков-Арье из Радзимина приехал в гости к ребе Менахему-Мендлу из Коцка. Как только ребе Яаков вошел в комнату, ребе Менахем повернулся к нему и вскричал:

— Яаков! Скажи мне в нескольких словах, зачем мы, люди, приходим в этот мир?

— Мы приходим в этот мир, — без колебаний ответил тот, — для того, чтобы соединить свои души с Господом (1) .

— Чепуха! — воскликнул Менахем. — Мы здесь для того, чтобы поднять Небеса (2)!

Не удовлетворенный ни одним из ответов, ребе Авраам изложил собственный взгляд на вопрос:

— Вы оба по-своему правы. Мы, люди, находимся здесь, чтобы соединиться с Господом и тем самым поднять Небеса (3) . Об этом же говорит нам Мехилта (4). Там сказано, что первые пять из Десяти Заповедей имеют соответствие во вторых пяти заповедях. Так, «Я — а-Шем» (5) соответствует «Не убивай» (6). Убить человека — значит совершить преступление против задачи и предназначения каждого — нести б-жественное в мир.

— Таким образом, — продолжал ребе Авраам, — когда Бог спрашивает Каина после того, как тот убил своего брата, Эвеля: «Где Эвель?» и Каин отвечает: «Не знаю, разве я сторож брату моему?», нам следует понимать слова Каина следующим образом: «Я не знал, что мой брат является сторожем Сущего (8), Б-га. Я не знал, что, убивая брата, ослабляю влияние Сущего в этом мире».

  • 1. «Соединить свои души с Господом». — Отношения между Б-гом и душой подобны связи между Солнцем и его лучами. Мы — продолжение Б-га во времени и пространстве. Как же, в таком случае, мы можем быть отделены от Него? Обособленность от Б-га — это состояние сознания, возникшее в тот момент, когда мы забыли о своих подлинных взаимоотношениях с Ним и начали вести себя так, словно Он — нечто, отличное от нас.
  • 2. «Поднять Небеса». — Неужели Небеса могут упасть и их придется возводить, словно леса или башню? Нет. Небо и земля, верх и низ существуют неотделимо друг от друга. Падает не небо, но завеса невежества, заслоняющая от нас истину. Если же кто-то приподнимает эту завесу, кажется, будто поднимается само небо, которое в действительности всегда остается на месте.
  • 3. Двойственное прочтение: «Небеса» нужно «поднять», как завесу, как покрывало (Истины), — но и с Небес тем самым приподнимается покрывало (являя их как Истину).
  • 4. Мехилта: мидраш-алаха к книге Шемот.
  • 5. Ха-Шем — «Имя» (имеется в виду Йуд-Кей-Вав-Кей — четырехбуквенное Имя Б-га, «Собственное» имя, указывающее на сущность Всевышнего). Это Имя не произносится так, как оно написано. Имя Йуд-Кей-Вав-Кей похоже на слово иhйе — «будет» (йуд-эй-йуд-эй), только вторая буква эй меняется на вав, как это бывает при образовании отглагольных существительных. Бог — это Тот, Кто Есть, Был и Будет.
  • 6. Шмот 20:13.
  • 7. Бэрейшит 4:9.
  • 8. В книге Шмот 3:14 Б-г отвечает Моше на вопрос о Его Имени: «Эхье ашер эхье» — «Я Сущий, Который пребудет». Более точный перевод звучал бы так: «Я буду всем, чем буду». В любом случае хасиды понимают это выражение следующим образом: Бог — все, что есть, все, происходящее в каждый момент. Бог — это «Я Сущий» — не существо и даже не Высшее Существо, но сама Суть всякого существа и всякого существования. Это значит, что Он — и Каин, и Эвель, и вы, и я. Именно это имеет в виду ребе Авраам, когда говорит, что каждое существо является хранителем или «сторожем» Сущего. Так же, как волна — «сторож» океана в данной точке пространства и времени, каждый из нас является «сторожем» Б-га. Приняв эту истину по отношению к самим себе, ты примешь ее по отношению ко всем существам. Жизнь была дарована тебе для того, чтобы ты мог это осознать.

  • Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше