Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.

1. В Решит хохма приводится совет от имени рава Ицхака из Акко. Он заключается в том, чтобы во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты. Кроме того, нужно оценить, кто есть человек, делающий или говорящий раздражающие вас вещи: если он глупец, стоит подумать: этот человек безумен, его в его речах не больше смысла, чем в лае собаки или птичьем щебете. Если же вас срамит мудрец, следует подумать и признать, что он говорит для вашей же пользы, и радоваться этому. Стоит обратить внимание не на унижающие слова, но на стоящее за ними содержание. Если это правда, то следует признать, что так и есть, и подумать о том, что срамящий не упомянул и тысячной доли ваших грехов. Так может ли сравняться причиненный вам вред с тем ущербом, который ваши грехи причинили высшим мирам!?

2. Там же приводится еще один совет. Человеку следует поразмышлять над тем, что для искупления своих грехов он испытывает в этом мире страдания. Страдания эти делятся на два вида. Первый — это различные физические мучения, болезни и смерть, не про нас будь сказано. Такие страдания очень тяжелы, и мешают жизни человека, изучению Торы и служению Всевышнему. Насколько же легче и удобнее второй вид страданий — словесные обиды и оскорбления, искупающие все грехи! Поэтому следует принимать их с радостью, и знать, что Всевышний, любя вас, посылает вам легкие страдания, чтобы очистить от грехов. И особенно если кто-то незаслуженно обидит вас, в этом случае он отдает обиженному часть своих заслуг и получает часть ваших грехов — несомненно, что следует не сердиться на него а, наоборот, благодарить.

3. Уступчивость в финансовых вопросах также помогает избежать гнева. Мудрецы говорили, что Тора учит нас быть уступчивым внутри дома. Разлилось ли случайно вино или масло, разорвалась ли какая вещь — не следует бранить домашних. Если чужой человек причинил вам материальный ущерб — в случае небольшого убытка, нужно простить ему и не обращаться в суд по мелочам. В случае значительного ущерба, когда дело доходит до суда, не следует метать громы и молнии, бранить и проклинать нанесшего ущерб, призывать на его голову небесные кары. И на суде не должно забывать о милосердии. Если же взыскать деньги по суду невозможно, то вы поступите мудро, простив ответчика. Нужно помнить, что материальные потери также искупают грехи человека, и принимать их с любовью.

4. Как избежать гнева, ведя дело с трудным человеком? Следует заранее принять на себя стерпеть от него все обиды и оскорбления, и тогда таковые не будут для вас неожиданными и вы не разозлитесь. Но не слишком испытывайте свое терпение и, закончив это дело, постарайтесь отдалиться от этого человека.

5. В Шаар ихудим написано, что окунание в миквэ устраняет гнев. При этом следует иметь в виду, что численное значение слова миквэ, равно (при определенном способе подсчета) численному значению слова кина (зависть) и численному значению слова каас (гнев). Нужно окунуться два раза в неделю: во вторник и в пятницу.

6. Раби Элимэлех из Лиженска написал (Цейтл катан), что когда человек чувствует, как в нем пробуждается одно из присущих ему дурных качеств, пусть скажет изо всех сил такие слова: — «акенаани, ахити, аэмори, апризи, ахиви веаевуси веагиргаши» — и будет спасен.

7. Раби Нахман из Брецлава написал в книге Сэфер амидот, что цедака (благотворительность) устраняет гнев.

8. Еще написано там же, что ложь и вглядывание в лицо лжеца приводит к гневу.

9. Еще написано там, что еда удаляет гнев. В особенности таким свойством обладают пат шахрит (хлеб после утренней молитвы) и трапезы шабата.

10. Во многих книгах написано, что замечательным средством борьбы с гневом является прочтение всей книги Теилим за один присест.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.