Из цикла «Как одолеть гнев», темы: Обида, Гнев, Прощение, Сгула, Авраам Елин, Исправление качеств, Отношения между людьми
1. В Решит хохма приводится совет от имени рава Ицхака из Акко. Он заключается в том, чтобы во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты. Кроме того, нужно оценить, кто есть человек, делающий или говорящий раздражающие вас вещи: если он глупец, стоит подумать: этот человек безумен, его в его речах не больше смысла, чем в лае собаки или птичьем щебете. Если же вас срамит мудрец, следует подумать и признать, что он говорит для вашей же пользы, и радоваться этому. Стоит обратить внимание не на унижающие слова, но на стоящее за ними содержание. Если это правда, то следует признать, что так и есть, и подумать о том, что срамящий не упомянул и тысячной доли ваших грехов. Так может ли сравняться причиненный вам вред с тем ущербом, который ваши грехи причинили высшим мирам!?
2. Там же приводится еще один совет. Человеку следует поразмышлять над тем, что для искупления своих грехов он испытывает в этом мире страдания. Страдания эти делятся на два вида. Первый — это различные физические мучения, болезни и смерть, не про нас будь сказано. Такие страдания очень тяжелы, и мешают жизни человека, изучению Торы и служению Всевышнему. Насколько же легче и удобнее второй вид страданий — словесные обиды и оскорбления, искупающие все грехи! Поэтому следует принимать их с радостью, и знать, что Всевышний, любя вас, посылает вам легкие страдания, чтобы очистить от грехов. И особенно если кто-то незаслуженно обидит вас, в этом случае он отдает обиженному часть своих заслуг и получает часть ваших грехов — несомненно, что следует не сердиться на него а, наоборот, благодарить.
3. Уступчивость в финансовых вопросах также помогает избежать гнева. Мудрецы говорили, что Тора учит нас быть уступчивым внутри дома. Разлилось ли случайно вино или масло, разорвалась ли какая вещь — не следует бранить домашних. Если чужой человек причинил вам материальный ущерб — в случае небольшого убытка, нужно простить ему и не обращаться в суд по мелочам. В случае значительного ущерба, когда дело доходит до суда, не следует метать громы и молнии, бранить и проклинать нанесшего ущерб, призывать на его голову небесные кары. И на суде не должно забывать о милосердии. Если же взыскать деньги по суду невозможно, то вы поступите мудро, простив ответчика. Нужно помнить, что материальные потери также искупают грехи человека, и принимать их с любовью.
4. Как избежать гнева, ведя дело с трудным человеком? Следует заранее принять на себя стерпеть от него все обиды и оскорбления, и тогда таковые не будут для вас неожиданными и вы не разозлитесь. Но не слишком испытывайте свое терпение и, закончив это дело, постарайтесь отдалиться от этого человека.
5. В Шаар ихудим написано, что окунание в миквэ устраняет гнев. При этом следует иметь в виду, что численное значение слова миквэ, равно (при определенном способе подсчета) численному значению слова кина (зависть) и численному значению слова каас (гнев). Нужно окунуться два раза в неделю: во вторник и в пятницу.
6. Раби Элимэлех из Лиженска написал (Цейтл катан), что когда человек чувствует, как в нем пробуждается одно из присущих ему дурных качеств, пусть скажет изо всех сил такие слова: — «акенаани, ахити, аэмори, апризи, ахиви веаевуси веагиргаши» — и будет спасен.
7. Раби Нахман из Брецлава написал в книге Сэфер амидот, что цедака (благотворительность) устраняет гнев.
8. Еще написано там же, что ложь и вглядывание в лицо лжеца приводит к гневу.
9. Еще написано там, что еда удаляет гнев. В особенности таким свойством обладают пат шахрит (хлеб после утренней молитвы) и трапезы шабата.
10. Во многих книгах написано, что замечательным средством борьбы с гневом является прочтение всей книги Теилим за один присест.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»