Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ищу человека!

«Что ты делаешь?» — с недоумением спросили древнегреческого философа Диогена, когда он зажег днем фонарь и, расхаживая с ним по городу, заглядывал во все углы.

«Ищу человека!» — отвечал Диоген, подчеркнув этим, как трудно найти настоящего человека.

Однако, может быть, еще сложнее человеку найти себя!

Ведь в этом и заключается смысл древнего еврейского обычая в преддверии Песах искать хамец (квасное) со свечой в руках во всех углах дома. Вот тебе и еврейский «фонарь Диогена!»

Предвижу возражения скептика: «Какое отношение имеет уборка квартиры к поиску своего пути в жизни?»

«Самое прямое! — отвечу я. — В преддверии Песах мы освобождаем наш дом от квасного еще и для того, чтобы напомнить себе о необходимости освободить наши души от зла, от дурных качеств и стремлений».

Казалось бы, легче искать крошки хлеба днем. Почему же еврейский закон указывает искать квасное ночью, за сутки до Песах? Потому что во тьме можно с помощью свечи осветить самые глубокие щели! В доме бывают щели и углы, в которые обычно не заглядывают в течение года, так же и в душе человека есть потайные места, некие недостатки, которых он не видит или не хочет видеть. Требуются особые усилия воли и храбрость, чтобы человек посмотрел «себе в лицо», заглянул в свою душу, в самые потайные ее места.

Ищу себя!

Мы с легкостью замечаем «соринку в глазу другого», но не видим «бревна в собственном глазу». «Человек не видит своих недостатков», — утверждает Талмуд. Каждый, кто хочет стать лучше, спрашивает, как же научиться видеть свои недостатки? Для этого и нужна свеча — символ мудрости Торы, свет которой помогает нам увидеть себя. Приведу несколько практических советов, возникших в результате обсуждения этой темы русскоязычными учениками еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине.

— Прислушайтесь к мнению других людей. Зачастую конструктивная критика может оказаться для вас важнее чьей-то похвалы. Царь Соломон учил в своих притчах любить тех, кто критикуют вас, и опасаться льстецов.

«Почему ты оставил своего прежнего ребе и пошел учиться к ребе из Коцка?» — спросили одного хасида. «Потому что мой прежний ребе меня только хвалил, а этот указывает на мои недостатки», — ответил он.

Будьте готовы выслушать критику других людей. Более того, вы можете также обратиться к мудрым и любящим вас людям за советом, над какими недостатками вам следует работать.

— Фильтруйте слова ваших критиков, стараясь принять конструктивные мысли, но пропускайте мимо ушей унижающую вас критику недоброжелателей.

— Анализируйте прошлые ошибки и их причины: какие негативные черты характера привели к поражениям в прошлом? Относитесь к провалам, как к важным урокам, из которых следует извлекать драгоценный жизненный опыт.

— Что раздражает вас в других людях? «Каждый, кто гневно указывает на недостаток другого человека, указывает на свой собственный недостаток!» — говорит Талмуд. Если нам что-то очень не нравится в других людях, то, возможно, мы стремимся подавить этот самый недостаток в себе и проецируем свое раздражение на других.

Найди добро в себе

Недостаточно освободить дом от хлебных изделий (кислое — символ отрицательных качеств), нужно еще принести мацу (хлеб веры и символ положительных качеств). Как бы ни важно было преодолеть недостатки, в еще большей степени человеку следует укреплять достоинства. Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что человеку следует, по возможности, решительно и быстро раскаяться в прошлых ошибках и фокусировать свое внимание на добре, которое он совершит в будущем.

Однако для этого человек должен найти свои достоинства, свои, может быть, еще скрытые таланты. Но как научиться видеть добро в себе?

— Прислушайтесь к мнению любящих вас людей. Они умеют распознавать ваши достоинства и скрытые таланты.

— Фильтруйте слова похвалы, отсеивая лесть, но принимая конструктивные мысли.

— Анализируйте прошлые достижения: какие сильные стороны вашего характера способствовали вашему успеху? Радуйтесь достижениям, но не позволяйте победам ослепить вас, лишить чувства реальности, породить «головокружение от успеха». Продолжайте всегда стремиться к новым достижениям.

— Что вы цените в других людях? Например, если вы уважаете в людях доброту и честность, то, скорее всего, вы добрый и честный человек. Царь Соломон учил, что суть человека проявляется в том, что он прославляет. Умный прославляет ум, храбрый — храбрость. Если вы прислушаетесь к тому, что прославляют другие люди, то узнаете многое о них. Если вы обратите внимание, что вызывает в вас уважение и восхищение другими, то сможете многое узнать о себе.

Зло во благо

Хлеб и маца сделаны из одной муки. Энтузиазм пекаря, который спешит исполнить заповедь, превращает муку в мацу, а упущенное время окисляет тесто и со временем превращает его в хлеб. Не обязательно подавлять отрицательные черты характера в себе, зачастую еще важнее научиться направлять зло во благо, превращая недостатки в достоинства.

Вы импульсивны? Научитесь «в порыве сердца» творить добро, не откладывая, исполнять заповеди, но не спешите делать что-то плохое.

Вы медлительны? Если кто-то пригласил вас в плохую компанию, то позвольте вашей естественной медлительности тормозить события: откладывайте на завтра, на неопределенное будущее, ленитесь делать что-то плохое.

Я желаю…

Наша недельная глава открывает третью книгу Пятикнижия, посвященную вопросам служения в Храме. Каждый из нас строит свой мир, свою семью — свой Храм. Каждый служит в этом Храме своей семье, своей общине, своему народу. Наша недельная глава открывает новые плоскости бытия: дело не только в том, что ты делаешь, но и в том, как, с каким чувством, с каким намерением. Не только не верный поступок служителя Храма — кохена — делал жертву некошерной, но и его неправильная мысль, ошибочное намерение.

«Пусть он приведет его (жертвенное животное) по желанию своему…» (Ваикра 1:3).

Слово «его» не является необходимым по смыслу, поэтому можно отнести его не к жертвенному животному, а к человеку, приносящему жертву. «Что делать, если человек обязан принести жертву в Храм, но не хочет? — спрашивает Раши и приводит слова Талмуда: Тогда судьи заставляют его!» Но ведь в Торе сказано: «по желанию его». Так как же можно заставить человека сделать это против его воли? Талмуд отвечает: Принуждают его, пока он не скажет: «Я желаю!»

Когда муж отказывается дать развод жене, то, как пишет Маймонид, принуждают его, пока он не скажет: «Я желаю!»

Муж может дать разводное письмо, Гет, только по своему желанию. Почему же разрешается заставить его? Например, судьи могут постановить бить его до тех пор, пока он не скажет: «Я желаю!»

Маймонид объясняет, что в сердце каждого еврея есть глубинное желание творить добро. Лишь внешнее, чуждое природе человека стремление к злу мешает ему исполнить заповедь. Потому некоторое насилие над этим поверхностным злом позволяет доброй сути человека проявиться.

Но лучший судья человека — это он сам. Потому стоит человеку проявить некоторую волю, преодолеть в себе дурное начало, как начинает проявляться его сокровенное стремление к добру.

«Чем отличается эта пасхальная ночь от всех других ночей? — спрашивает в Пасхальной Агаде сын своего отца. — Почему весь год мы едим хамец и мацу, а в эту ночь только мацу?»

Праздник Песах — это праздник освобождения не только от Фараона, но и от внутреннего рабства, от отрицательных черт характера. «Мы едим только мацу (символ добра), ибо в эту ночь пробуждается внутренний свет в душе каждого еврея, просыпается его сокровенное желание творить добро», — пишет рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат Итеха». В эту ночь Всевышний вывел нас из тьмы египетского рабства к свету, и продолжает освещать наши души каждую пасхальную ночь. Как важно не упустить это озарение свыше и в это время праздника Свободы укрепить свое собственное желание творить добро и стремиться к свету весь следующий год!