Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Мы с вами где-то встречались, — спросил глава бруклинской иешивы «Хаим Берлин» рав Арон Шехтер, обращаясь к ученикам «Синай Академи». — Может быть, на Синае?

— Нет, мы не помним, чтобы вы приходили в нашу школу «Синай», — с удивлением ответили ребята.

— Но ведь мы встречались на Синае, — рав Шехтер понизил голос, переходя буквально на шепот; и чем тише он говорил, тем внимательней его слушали ребята.

— Вы имеете в виду гору Синай? — спросил один ученик.

— Да, мы все когда-то стояли у горы Синай, ибо души всех евреев принимали Тору в момент Синайского откровения. При этом глаза раввина сияли улыбкой, и он переводил доброжелательный взгляд с одного юноши на другого, знакомясь и устанавливая душевный контакт с каждым. — Вы знаете, почему так важно помнить, что каждый из нас — часть своего народа?

— Это основа единства, — ответил один ученик «Синай Академи».

— Верно, это важно для единства народа, — продолжил рав Шехтер. — Однако это также важно для самого человека. Почему, например, вам важна ваша рука?

— Потому, что ею можно дать цдаку, помочь бедному человеку, — сказал один ученик.

— Потому, что на руку надевают тфилин во время молитвы — добавил другой.

— А может, потому, что она часть меня? — спросил третий.

— Да, важность руки определяется тем, что она часть нашего тела, часть человека, — продолжил раввин. — Так же и значимость, величие каждого определяется тем, что мы часть одного великого целого, народа, несущего миру свет Торы.

В субботу в синагогах будут читать отрывок из Торы, рассказывающий о том, что каждый взрослый еврей должен был дать полшекеля для службы в Мишкане, переносном Храме в Синайской пустыне.

«И сказал Всевышний Моисею: Когда поднимешь голову евреев (это буквально, Тора указывает сосчитать евреев поголовно)… то пусть каждый даст половину шекеля» (Шмот, 30:11—13).

Почему, говоря о подсчете евреев, Тора указывает поднять голову?

Когда фашисты пытались сломить дух евреев в концлагерях, они присваивали каждому узнику номер, выкалывая его на руке. Счет людей — это процесс присваивания каждому человеку безликого номера. Это унижает индивидуальность, уникальное предназначение каждого. Так как же сосчитать людей, чтобы при этом не унизить, а поднять их головы?

В пустыне считали не людей, а монеты, которые давали для общего дела, службы в Храме. Это должно было помочь людям осознать, что каждый из них — часть целого. Заповедь дать полшекеля напоминала, что каждый человек очень важен и ценен для всего народа.

— Everybody counts! — Каждый важен! — рав Шехтер вдруг перешел с шепота на высокие регистры, сотрясая своим голосом аудиторию и проникая в души каждого. — Ты важен, и ты, и ты… и я, мы все в одинаковой степени важны! Поэтому каждый давал монету одного достоинства — и богач, и бедняк, и богатый, и бедный духом, ибо у каждого человека свое уникальное предназначение в жизни, которое чрезвычайно важно для всего народа. Осознание собственной важности — ключ к реализации своего духовного потенциала. Пусть каждый почувствует себя принцем, и тогда он не совершит преступления не из страха быть разоблаченным, а из чувства собственного достоинства не захочет унизить себя…

После урока ребята по одному подходили к раву Шехтеру, и он каждому давал благословение. Ребята выходили с приподнятым настроением. А мне казалось, что каждый из них даже вырос на пару сантиметров.

Великому педагогу раву Шехтеру в буквальном смысле удалось «поднять головы» ребят, вдохнуть в них веру в себя, в свои силы, в свою миссию, которая так важна и нужна нашему народу…

«Вот они исчисления Храма» (Шмот, 38:21). Наша недельная глава повествует о завершении строительства Храма, перечисляя различные детали его устройства. Мидраш утверждает, что фраза «Вот они исчисления Храма» искупила грех золотого тельца, о котором сказали евреи: «Вот они божества твои, Израиль» (Шмот, 32:5). Неужели сказанное — лишь игра слов: «Вот они» Храма искупило «Вот они» тельца?

Сказав «Вот они божества», евреи показали, что больше не осознают единство Творца, а абсолютизируют частности и детали. Строительство Храма явилось символом исправления этого греха. Потому слова «Вот они исчисления Храма» выразили мысль о том, что все детали Храма являются частью общего. Так же и все многообразие сил этого мира является частью его гармонии и единства. Потому и у каждого еврея свое предназначение, являющееся частью коллективной миссии народа.

В чем смысл слов мудрецов «Радость Всевышнего строительству Храма была подобна радости творения небес и земли»? Многообразие явлений физического мира является частью великой гармонии законов природы. И каждая деталь Храма, являясь частью целого, указывает на единство Творца. Эту же мысль выразил Луи Пастер: «Первый взгляд, брошенный на мир, не обнаружит в нем ничего, кроме богатого разнообразия и множества явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой — наукой, приближающей человека к Б-гу, тогда видишь вокруг простоту и единство».

Почему, говоря о золотом тельце, евреи употребляли множественное число: «Вот они божества»? Потому что каждое колено творило своего идола — тельца, утверждает Мидраш. Если негодяи объединяются во имя зла, то только на время, ибо очень скоро они начинают ссориться и конфликтовать, деля добычу, как сказал царь Давид: «Разъединятся все творящие зло» (Псалмы, 92). Тот, кому мир кажется хаосом, в котором выживает сильнейший, живет по законам джунглей. Тот, кто открывает гармонию и единство в многообразии явлений, ищет гармонии с миром, стремится к единству, осознавая себя частью своего народа.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.