Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

("ברוך תהיה מכל-העמים" (ז, י"ד

“Благословен ты будешь больше всех народов”

Однажды раби Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) шел по парижской улице. Там его увидела французская королева и удивилась его величию и святости. Она остановила карету и попросила рава помолиться об излечении смертельно больного сына. Рав согласился на её просьбу и не попросил никакого вознаграждения, за исключением права посещать на два часа в день книгохранилище, находящееся в её управлении. Королева согласилась, и так рав смог прочитать древние рукописи и сделать их доступными всему народу Израиля.

(והסיר ה' ממך כל חלי" (ז, ט"ו

“И отдалит Г-сподь от тебя всякую болезнь” (7:15)

Один человек пришёл на проверку в поликлинику. Чувствовал он себя неплохо, однако результаты были устрашающими: найдено новообразование, не дай Б-г, и требуется срочная операция, чтобы опухоль не росла и не пошли метастазы...

Назначили дату операции.

За день до операции обратился больной за благословением к праведнику раби Мордехаю Шараби. Больной показал раби Мордехаю рентгеновский снимок. Раби посмотрел внимательно на снимок и сказал: “Иди сюда и посмотри ты тоже. У тебя же совсем ничего нет, всё в порядке. Тут ничего нет, а только точка от сгустка крови...”

Слова застряли в горле у больного, и раби продолжал: “Если хочешь выслушать меня, то возьми 12.000 лир и пожертвуй их и, благодаря этому, выздоровеешь, и не надо будет делать операцию!” Человек поспешил и дал раби необходимую сумму, которая была в тот же день роздана нуждающимся.

Наутро больной пришёл в больницу, никому не говоря ни слова.

Сделали серию снимков. Врач стал смотреть их и позвал другого врача. Вместе они пришли к выводу, что нет никакой необходимости в операции, и отпустили больного домой.

Вместо того чтобы идти к себе домой, больной тут же пошёл к раби Мордехаю, дабы сообщить об освобождении из больницы.

Когда он ушёл из дома рава, то обратился рав Мордехай к присутствующим, сказав: “Вы видите, с Небес предписано было этому человеку потратить 12.000 лир на лечение. Но если эту сумму потратить на пожертвование, то ведь сказано: “Пожертвование спасёт от смерти”...

Так уменьшил праведник величину чуда, происшедшего только что на глазах у всех.

(לא יתיצב איש בפניך עד השמדך אתם" (ז, כ"ד"

“Не устоит никто перед тобою, доколе не истребишь их” (7:24)

Рав Йосеф Маарави, родившийся в Тунисе, в молодости приехал в Эрэц Исраэль и сделался одним из десяти учеников Аризаля. Потом он возглавлял раввинский суд в городе Эль Хамама в Тунисе, где и похоронен. В новолунье месяца тевет неизменно толпы людей приходили на его могилу.

Однажды прибыла одна семья на день поминовения праведника р. Йосефа и поселилась на чердаке в доме у одной арабской семьи. Увидели хозяева украшения гостьи и возжелали их, но, чтобы подозрения не упали на них, они наняли четырех грабителей.

В полночь пошли воры на чердак – и вот стоит перед ними старик с длинной бородой, который, увидя их, указал им следовать за ним. Воры, не задумываясь сильно, пошли за ним и пришли в мечеть. Старик открыл дверь и ввёл воров в мечеть, где мягко начал учить их, что нельзя грабить людей, приехавших на день поминовения, беспомощных в чужом месте. Воры, услышав слова, доходящие до глубины сердца, пообещали, что не совершат грабежа, и вышли из мечети. Выйдя на улицу, вдруг удивились: “Что это с нами случилось – слушать какого-то неизвестного старика и следовать его указаниям?” Решили вновь вернуться в еврейскую семью и украсть украшения. Когда поднялись на чердак и открыли дверь – увидели напротив того же старика, поднявшего на них глаза и спросившего: “Вы вновь тут?” Смертельно напуганные грабители тут же убежали, причём двое действительно умерли от ужаса, а остальные двое рассказали, что произошло.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.