Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

(ואתחנן אל ה' למאר (ג,כ'ג

“И умолял я Г-спода в то время, говоря...”(3:23)

Про раби Яакова Абухациру (Абир Яаков) рассказывают, что он трижды в день по часу молился Шмонэ эсрэ.

Однажды рав приехал в город Фес. Местные евреи не верили, что рав ничего не чувствует вокруг себя во время молитвы. Чтобы испытать рава, они начали громко ругаться, с криками и проклятиями, но рав ничего не слышал и продолжал молиться в глубоком сосредоточении.

Наглецы взяли тогда ружьё и стали стрелять около рава во время молитвы, но даже выстрелов рав не слышал. Когда закончилась молитва, раскаявшиеся наглецы обратились к раву с трепетом, проща прощения за содеянное. Рав удивился их словам и сказал, что ничего не слышал.

(לא תעבר את-הירדן הזה" (ג, כ"ו"

“...Ибо ты не перейдёшь Иордан этот”(3:26)

Как-то остановился царь со своей свитой на берегу реки, на другом берегу которой находились отряды врага. Попросила царица переправиться на другой берег и погулять там. Царь сказал: “Смотри, там опасно, и, если ты попадёшь в плен, то мы будем вынуждены сделать чрезмерные уступки”.

Но царица настаивала на своем, так хотелось ей совершить небольшую экскурсию на другой берег.

Разозлился царь и сказал: “Если перейдёшь эту реку, я обещаю развестись с тобой!”

Упёрлась царица и перешла реку. Царь должен был с женой развестись, но она попросила у него прощения, и он пожалел о произнесённых словах. Спросил он у своих советников, как обойти клятву, но те не нашли способа. Сказали царю: “Иди к еврейскому раву, может быть сможет разрешить этот вопрос!” Пошёл царь к раву Элияу Мизрахи. Сказал рав: “Клятва не действительна!” Спросил царь: “Почему, ведь я поклялся развестись, если жена перейдёт реку?” Сказал рав: “Ведь ты же сказал "эту реку", а когда она перешла, то была в реке вода другая!”...

И сказал р. Ицхак Корех: “Моше-рабейну тоже хотел воспользоваться этим тезисом. Б-г сказал ему: “Не перейдёшь эту реку” – но теперь ведь Иордан другой, ибо вода в нём изменилась!”...

Ответил Моше Творец, что этот довод действителен для людей, которые не владеют водами рек, и которые видят только то, что открыто их глазам. Но у Творца – всё на виду, и воды Иордана и раньше, и впредь – всё принадлежит Тв-рцу, и клятва Творца относится ко всем водам Иордана!

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.