Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжаем публикацию отрывков из книги раби Моше Кордоверо "Томер Двора".

начало

3. «И убирающий преступления»

Это великое качество, ведь когда Б-г прощает грешника, он не делает это не через посланника. Творец Сам прощает грех, как написано: «Ибо у Тебя прощение» (Теилим 130:4). А в чем заключается это прощение? Всевышний смывает грех, как написано (Йешайя 4:4): «если смыл Г-сподь испражнения дочерей Циона», и также написано (Йехезкель 36:25): «И Я обрызгаю вас чистой водой…». Таким образом, «убирающий преступления» означает, что Всевышний посылает воды очищения и стирает грех.

Именно так должен поступать человек. Он не должен говорить: «почему это я должен исправлять то, что другой нагрешил или испортил» — ведь Всевышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху — ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязь с одежд грешника.

4. «Остатку Его наследия»

Всевышний поступает с Израилем так: он говорит: «Что я могу сделать с Израилем, ведь они мои кровные родственники». Община Израиля называется как бы супругой Всевышнего, и Он называет ее «Моя дочь, Моя сестра, Моя мать» (Шир Аширим Раба 9). И сказано (Теилим 148:14): «Израиль, народ близкий к Нему» — у Израиля есть как бы родственная связь с Творцом, они Его сыновья.

И это одно из значений слов «остатку (шеэрит) Его наследия», לשארית נחלתו, от слова шеэр басар (שאר בשר), кровная родственная связь. В конце концов, Израиль — наследие Всевышнего, и Он говорит: «если Я накажу их, то боль будет на Мне», как написано (Йешайя 63:9): «Во всех их бедах Ему беда». Стих написан через букву алеф, לא צר, (хотя читается через вав לו צר), что указывает на то, что боль Израиля достигает высшей сфиры Кетер (алеф указывает на Кетер — прим.пер), а тем более до сфирот Тиферет и Малхут, через которые происходит основная часть управления миром. И написано (Шофтим 10:16): «И не терпела душа Его мучения Израиля», поскольку Он не может терпеть, когда Израиль страдает и унижен, так как они — остаток (шеэрит) Его наследия.

Таким же образом человек должен относиться к своему ближнему, ведь все евреи — кровные родственники. Все их души соединены вместе, и в каждом человеке есть духовные части других. Именно поэтому «не может сравниться один человек, исполняющий заповедь, с многими, кто исполняет заповедь», — поскольку они все связаны один с другим [и дополняют один другого]. Поэтому мудрецы говорили о том, кто приходит в синагогу в числе десяти первых, что он получает награду как сто человек, приходящих после него. (Десять человек, миньян — необходимый кворум для общественной молитвы — прим.пер.) «Как сто» можно понимать буквально, ведь души каждого из первых десяти включают в себя одна другую, поэтому десять раз по десять — получается сто, и каждый из первых десяти состоит из ста [частей душ]. Получается, что даже если после него придут сто человек, он получит награду как сто.

И именно по этой причине Мудрецы сказали, что «все евреи ответственны друг за друга» (буквально — «гаранты», ערבים; другое значение этого корня ערב — «перемешать» — прим. пер.), ведь в каждом есть часть от другого, и когда один грешит, он причиняет ущерб своей душе и части души другого еврея, которая находится в нем. Выходит, что со стороны этой [общей] части другой еврей является ответственным за него.

Таким образом, все евреи — близкие родственники [в духовном смысле], и поэтому человек должен желать ближнему добра, радоваться его удачам и заботиться о его почете и репутации как о своей, ведь они — единое целое. И поэтому нам была дана заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). И следует желать благополучия ближнего, никогда не вести порочащие его речи и не желать ему зла. Подобно тому, как Всевышний не желает нашего позора или страданий, поскольку мы — Его родственники, так же не следует желать бесчестья, страданий или падения ближнего. Наоборот, человек должен болеть за товарища так, как будто он сам находится на его месте, и радоваться его успехам как своим.

5. «Не держит гнев навеки»

Это качество отличается от вышеперечисленных. Даже если человек продолжает грешить, Творец не держит гнев, а даже если гневается, то не навеки. Он успокаивает Свой гнев, даже когда человек не раскаивается, — как произошло во время царствования Йеровама бен Невата (Млахим 2, 14), когда Всевышний восстановил границы Земли Израиля, в то время как евреи служили идолам. Творец пожалел их, несмотря на то, что они не раскаялись. Почему? Ради этого качества — не держать гнев навеки. Наоборот, Всевышний ослабляет гнев и, хотя грех все еще продолжает существовать, не наказывает людей, а жалеет их и ждет их раскаяния, как сказано (Теилим 103:9): «Не навеки будет Он гневаться и не вечно негодовать». Он проявляет мягкость и твердость, в зависимости от того, что нужно для блага Израиля.

Этим качеством следует руководствоваться по отношению к ближнему. Даже если человек имеет право жестко наказывать ближнего или своих детей, он не должен умножать кару и долго гневаться, а успокоить гнев и не держать его навеки, даже в ситуации, когда он имеет право гневаться.

В Торе (Шмот 23:5) сказано: «Если увидишь осла твоего ненавистника лежит под своей ношей, разве ты оставишь его без помощи? Непременно разгрузи вместе с ним». Мудрецы Талмуда (Псахим 113) объясняют, что речь идет о человеке, увидевшем, что другой еврей совершил преступление, но он — единственный свидетель и поэтому не может обратиться в суд, и ненавидит другого за это преступление (иначе он не имел бы права его ненавидеть, как сказано: «не ненавидь твоего ближнего в своем сердце» — прим. пер.) И тем не менее, Тора сказала «непременно разгрузи (עזוב)», что можно понимать и как «оставь (עזוב) свой гнев» и приблизь его к Торе с помощью любви, — может быть этот путь будет успешным. И это как раз проявление обсуждаемого нами качества — «не держать гнев навеки».

6. Ибо он желает добра

Мы уже объяснили в другом месте (Пардес Римоним, Шаар Аэйхалот, ч. 5), что в определенном духовном чертоге есть ангелы, задача которых — принимать добрые дела, которые человек делает в этом мире. И когда Качество суда обвиняет Израиль, эти ангелы немедленно показывают это добро, и Всевышний милует Израиль, поскольку Он желает добра. Несмотря на то, что евреи виновны, — если они воздают добро один другому, Творец милует их.

Во время разрушения Храма Творец сказал ангелу Гавриэлю, «Войди меж колесами над керувом, и наполни пригоршни твои углями, горящими меж керувами, и брось на этот город» (Йехезкель 10:2). Ведь Гавриэль — ангел суда и строгости, и Всевышний дал ему разрешение получать силы Суда от огня жертвенника, который «меж колесами, над керувом» (речь идет о качестве Суда сфиры Малхут). И качество Суда усилилось настолько, что могло истребить все, стереть память об Израиле, поскольку они были достойны уничтожения. Но пророк продолжает: «И увидел, у керувов форма человеческой руки под их крыльями» — это означает, что Всевышний сказал Гавриэлю: «Они творят добро один с другим, и хотя они виновны, они будут спасены и часть их останется в живых». И причина — в этом качестве, «ибо Он желает добра», то есть — добра, которое евреи делают друг другу, и Всевышний вспоминает им эти добрые дела, несмотря на то, что в остальном они недостойны.

Человек тоже должен вести себя в соответствии с этим качеством. Даже если он видит, что кто-то другой причиняет ему зло и этим гневает его, если в этом человеке есть хорошая сторона — например, он делает людям добро, или обладает другим положительным качеством, этого должно быть достаточно, чтобы успокоить гнев и поменять отношение к нему в лучшую сторону. Нужно сказать: «Достаточно уже, что в нем есть это хорошее качество». И тем более, что нужно относиться так к собственной жене, как сказали мудрецы: «Достаточно, что они выращивают наших детей и спасают нас от греха». Подобным же образом нужно думать о всех людях: «Достаточно уже, что он сделал мне или кому-то другому такое-то доброе дело, или что он обладает таким-то положительным качеством». И таким образом человек будет «желающим добра».


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"