Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги "Томер Двора". Каббала и этика.

Часть 1

Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — «образа» и «подобия». Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: «прекрасный образ, но его дела безобразны». Ибо главное в Высшем «образе» и «подобии» — в том, что он является действиями Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!

Поэтому человеку следует уподобиться в своих поступках действиям сфиры Кетер, тринадцати высшим Качествам Милосердия. Эти качества зашифрованы в стихе из пророка Михи (7:18-20): «Кто подобен Тебе, Б-г, выносящий грех и убирающий преступления остатку Своего наследия, не держит вечно Своего гнева, ибо Он желает добра. Он снова смилуется над нами и покорит наши беззакония. И Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи. Ты явишь верность Яакову, милость Аврааму, о которой Ты клялся нашим отцам с давних времен».

Таким образом, нужно чтобы были в человеке эти тринадцать качеств. Мы сейчас объясним их более подробно.

«Кто подобен Тебе, Б-г»

Этот атрибут говорит о том, что Всевышний является «обиженным Царем», выносящим обиду, непредставимую для человеческого понимания. И действительно, ведь от Творца ничего не скрыто, и энергию своего существования в каждый момент времени человек получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает энергию своего существования и движения от Б-га! И несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не перекрывает ему энергию, а терпит это оскорбление — давать человеку жизненную силу для движения его органов, которую он в тот же миг использует для греха и преступления.

При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить все это, ведь в Его власти в любой момент парализовать руки и ноги человека, как произошло с Йеровамом (Млахим 1 13). И вместе с тем, хотя Б-г мог бы лишить человека жизненной силы и сказать ему: «раз ты грешишь, греши своей силой, а не Моей», Он не лишает человека Своего добра. Творец выносит оскорбление и продолжает давать человеку силу и энергию. И это непостижимая обида и терпение.

Поэтому ангелы служения называют Творца «обиженным Царем». В этом смысл слов «кто подобен тебе, Б-г» — Ты, Б-г, добр и воздаешь благо; в Твоей власти отмстить человеку и забрать то, что принадлежит Тебе, но в то же время Ты выносишь обиду, пока человек не раскается.

И человеку следует проявлять это качество — терпимость, и даже если его до такой степени оскорбляют получающие от него добро, он тем не менее не должен лишать их блага.

  1. «Несущий грех»

Этот атрибут более велик, чем предыдущий. Ведь каждый раз, когда человек совершает грех, он создает деструктивную духовную сущность, как сказано в Мишне: «Тот, кто совершает одно преступление, приобретает себе одного обвинителя». И этот обвинитель стоит перед Творцом и заявляет: «Такой-то человек сделал меня».

Все, что существует в мире, существует только потому, что Всевышний дает ему жизнь. Откуда же берет энергию существования эта деструктивная сила? По букве закона, Всевышний должен был бы сказать: «Я не питаю деструктивных сущностей, пусть она идет к тому, кто сделал ее, и питается за его счет», и тогда эта сила спустилась бы к грешнику и забрала его душу, или отрезала бы его от духовного источника, или заслуженно наказывала бы его, пока бы не исчезла. (Наказывая человека, сотворившего ее, деструктивная духовная сущность расходует свою энергию и исчезает — прим. пер.)

Но Творец не делает так, а несет и терпит грех, и подобно тому, как питает весь мир, Он питает и кормит эту деструктивную силу, пока не произойдет одна из трех вещей: либо грешник раскается и уничтожит и аннулирует деструктивную силу с помощью отречения от жизненных удовольствий (в процессе раскаяния — прим. пер), или Праведный Судия уничтожит ее через страдания или смерть грешника, или грешник спустится в Геином, чтобы отплатить свой долг.

И это имел в виду Каин, когда сказал: (Брейшит 4:13): «Разве мой грех так велик, что его нельзя вынести?!». Наши мудрецы объяснили: «Ты выносишь (питаешь и кормишь) весь мир, а мой грех настолько велик, что ты не можешь его вынести?!» — то есть, питать его, пока я не раскаюсь и не исправлю его.

Таким образом, это великое качество терпения, заключающееся в том, что Творец питает и кормит злую сущность, созданную грешником, пока тот не раскается. И отсюда человек должен учить, насколько нужно быть терпеливым, терпеть несправедливость и зло, которые причинил ему ближний — несмотря на то, что это зло все еще продолжает существовать. Человек же должен терпеть его, пока ближний не исправит зло или пока оно не исчезнет само по себе и т.п.

  1. «И убирающий преступления»

Это великое качество, ведь когда Б-г прощает грешника, он не делает это не через посланника. Творец Сам прощает грех, как написано: «Ибо у Тебя прощение» (Теилим 130:4). А в чем заключается это прощение? Всевышний смывает грех, как написано (Йешайя 4:4): «если смыл Г-сподь испражнения дочерей Циона», и также написано (Йехезкель 36:25): «И Я обрызгаю вас чистой водой…». Таким образом, «убирающий преступления» означает, что Всевышний посылает воды очищения и стирает грех.

Именно так должен поступать человек. Он не должен говорить: «почему это я должен исправлять то, что другой нагрешил или испортил» — ведь Всевышний Сам, не посредством посланника, исправляет его кривду и смывает мерзость его греха. И поэтому человек должен стыдиться возвращаться к греху — ведь Царь вынужден собственноручно стирать грязь с одежд грешника.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше